Спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в ЧР Абдул-Хаким Султыгов впервые после своего назначения побывал в Чечне, ознакомившись с доставшимся ему "хозяйством". Наиболее болезненные проблемы в области соблюдения прав человека давно известны, как, впрочем, и запущенность в их решении - это положение беженцев и нарушение прав местных жителей в ходе проведения спецопераций.
Как и следовало ожидать, условия содержания перемещенных лиц в пунктах временного размещения в Грозном хоть и лучше, чем в палаточных городках, но страшно далеки от нормальных человеческих. К отсутствию канализации привык уже весь город, однако в ПВР вывоз мусора и очистка туалетов не осуществлялись с момента их заселения. Нет медикаментов, душевых, прачечных, телефона, не хватает кроватей, матрасов. Конечно, все это не обрушится на людей сразу, но контроль за организацией их жизнеобеспечения теперь будет осуществляться совместно спецпредставителем главы государства, ФМС МВД РФ и администрацией ЧР. Уже сейчас сняты ограничения на вход и выход из изданий ПВР, откуда людей не выпускали после 10 часов вечера.
Кроме того, перед миграционной службой жестко поставлен вопрос о сворачивании продуктовой базы в Нальчике. Сейчас продукты для Чечни поступают в столицу Кабардино-Балкарии, там организован перевалочный пункт, где просто не могли не обосноваться "десятки паразитов", выражаясь словами Султыгова. Эта база будет перенесена в Грозный, где она и должна находиться. Сюда же должны быть переведены представительства международных организаций. Кстати, деятельность многих правозащитных структур, в том числе УВКБ ООН, дискредитируется в глазах людей из-за того, что в них работает большое количество нечистоплотных лиц из представителей местного населения. Например, был "продавлен" контракт на закупку палаток, сейчас их надо ставить, но ни палаток, ни денег уже нет. Поэтому сдерживается возвращение беженцев в Чечню. В связи с этим, как отметил в интервью "НГ" Абдул-Хаким Султыгов, явно наметился гуманитарный и правозащитный кризис из-за неготовности бюрократии, обслуживающей международные организации, решать проблемы людей. В то же время на встрече с руководством Ингушетии признано, что никаких насильственных действий по возвращению беженцев в Чечню не может быть в принципе.
Одновременно создана совместная рабочая группа по внесению изменений и дополнений в порядок проведения спецопераций. В принятом военным командованием, администрацией, прокуратурой и спецпредставителем главы государства меморандуме отмечается, что отныне все спецоперации будут проводиться не только приказом командования, но и указом главы администрации ЧР. Известный приказ # 80 командующего ОГВ, поддержанный российскими правозащитниками, имеет большой потенциал, но в появившемся в итоге документе нет подписи главы гражданской власти. Моральную ответственность за это несут "Мемориал" и другие правозащитники, которые вместо ее признания говорят о разрыве отношений с властью. На самом же деле, по словам спецпредставителя, у правозащитников сейчас возникла острая "проблема отпусков" и их невозможно нигде найти.