Гибель водоплавающих в зооуголке, расположенном в Центральном парке культуры и отдыха, потрясла многих туляков. Каждый летний день сюда приходили до трех тысяч горожан и гостей города, взрослых и детей, чтобы полюбоваться на живность: водоплавающих птиц, попугаев, павлинов, косуль, кроликов, индюшек, а одно время даже журавлей. Кроме Москвы и Липецка, подобных ему зоопарков в центре России, по словам его директора Адольфа Бочарова, нет нигде.
Две уже немолодые женщины, пришедшие к пруду, чтобы покормить своих любимцев лебедей и гусей, которых они называли даже по именам, безутешно плакали навзрыд и спрашивали окружающих: "Неужели это нельзя было предотвратить? Кто же позволил?"
Директор зоопарка Адольф Бочаров, полжизни отдавший созданию, а затем и сохранению этого уникального уголка живой природы в самом центре Тулы, конечно, знал ответы на эти вопросы. Вот уже 10 лет он тщетно пытался доказать градоначальникам, что трагедия может случиться в любое время, если не ликвидировать водоразборную колонку, расположенную в непосредственной близости к пруду, которую использовали для мытья поливочных автомашин.
Какую гадость слили на этот раз, выяснить пока не удалось, хотя Адольф Аркадьевич считает, что это могла быть щелочь или кислота, слитая из емкостей автоцистерн, перевозящих яды. Председатель комитета по экологии управы г. Тулы Николай Петров сообщил корреспонденту "НГ", что в верхнем пруде и ручье, куда идет сток с водозаправки, обнаружено пониженное содержание кислорода, а также большое содержание нефтепродуктов. Кстати, больших масляных пятен на поверхности воды обнаружено не было, поэтому можно скорее согласиться с версией Бочарова, нежели чиновника, стремящегося, по-видимому, тем самым скрыть истинные причины загрязнения. А вот и печальный итог трагедии налицо: за две недели погибли два десятка гусей-казарок, три лебедя и сотня уток-крякв.
Все началось еще в начале июля. Адольф Аркадьевич заметил, что с пруда исчезли все чайки, потом просветлела вода, что было одним из признаков гибели мелких рачков, которыми питаются водоплавающие птицы. Затем на поверхности пруда появились мелкие рыбешки и довольно крупные карпы. Трагедию уже нельзя было остановить. Вскоре одна за другой начали погибать утки-кряквы, а потом гуси и лебеди.
Вообще-то утка-кряква - птица неприхотливая и живучая, однако, процеживая каждый день до тонны воды и добывая пропитание, она оказалась наиболее уязвимой.
В начале июля в зооуголке побывал мэр Тулы Сергей Казаков, распорядившийся закрыть водоразборную колонку. Почему его указание было не выполнено - неизвестно, однако, побывав на месте трагедии, корреспондент "НГ" увидел свежие следы зловонного слива.
Между прочим, аналогичный случай произошел еще в прошлом году, когда в зооуголке погибли все утки-кряквы. По убеждению Адольфа Бочарова, по той же самой причине. Однако тогда, как и в этот раз, со стороны властей были одни лишь обещания. Никто палец о палец не ударил, чтобы закрыть водоразборную колонку, хотя ядовитые стоки могли оказаться и на нижнем пруду, где действует городской пляж.
Восстановить колонию редких птиц теперь будет нелегко, если не сказать невозможно. Дело не только в деньгах, хотя каждый черный лебедь стоит около 1000 долл., белый - 500 долл., а каждый гусь породы канадская казарка - несколько сотен долларов. Деньги можно отсудить у организации, виновной в этом преступлении (если, конечно, удастся доказать чью-то вину), или наконец попросить их у тульских предприятий.
Чтобы ликвидировать последствия катастрофы, необходимо промыть всю воду в пруду. Иначе даже оставшуюся семью черных лебедей может постигнуть участь собратьев. Сколько времени потребуется для решения этого вопроса - городским властям пока неизвестно.
Наконец, для разведения лебедей может потребоваться еще несколько лет, потому что каждая особь достигает половозрелого возраста через 5-6 лет.
Мертвых птиц Адольф Аркадьевич сжигает на костре и уже не надеется на лучшее. До этого он не раз хотел все бросить, потому что устал доказывать чиновникам, что зооуголок в центральном парке нужен не только ему одному и руководству шествующего над ним машзавода, но и всему городу.
На "Туламашзаводе" корреспонденту "НГ" сообщили, что после анализа воды и выяснения истинных причин катастрофы предприятие будет обращаться в суд с целью наказания виновных в этом преступлении. Впрочем, очень похоже, что виновных так и не найдут.