- Геннадий Максимович, в последнее время в ваш адрес раздавались обвинения в неспособности урегулировать конфликт между мэром Нижнего Новгорода и ОАО "Нижновэнерго", в результате чего жители областного центра второй месяц сидят без горячей воды.
- Законодательство у нас устроено так, что губернатор не имеет права проверить постатейно исполнение городского бюджета. Поэтому нам вдвойне важно сегодня иметь мэра вдумчивого, который бы не делал секрета из главного финансового документа города даже перед депутатами городской Думы или губернатором.
- Но горячая, а кое-где и холодная вода отсутствуют в Нижнем Новгороде с середины мая вовсе не в результате хозяйственного спора, а скорее как следствие политического конфликта.
- В противостоянии мэра Нижнего и энергетиков, видимо, есть политическая составляющая. У меня есть сведения, что энергетики до последнего времени нарочно нагнетали обстановку, ждали, когда население выйдет с плакатами "Долой мэра!" и "Долой губернатора!". Конфликт, безусловно, имеет давние корни, ибо долги, которые накопил Нижний Новгород перед энергетиками, сложились не в одночасье, а копились годами. С другой стороны, я в прошлом году подписал соглашение с энергетиками, которое позволило нам дать тепло зимой. Соглашением предусматривалось, что область будет платить исправно текущие платежи и в течение трех лет погашать накопившиеся долги. К сожалению, это соглашение выполнить не удалось. Мы изложили администрации Нижнего Новгорода свои соображения, где найти деньги. Это открывало бы путь и переговорам. Доброй воли ни с той, ни с другой стороны проявлено не было. Поэтому я недавно написал письмо Анатолию Чубайсу с просьбой вмешаться и развести враждующие стороны.
- В начале июля вы встречались в Кремле с президентом РФ, и там тоже поднималась тема горячего водоснабжения в Нижнем. О чем еще вы беседовали с Владимиром Путиным? Неужели не воспользовались ситуацией, чтобы решить какую-нибудь важную для региона проблему?
- Был один вопрос, который требует непосредственного вмешательства президента. На военную продукцию, которую предприятия ВПК Нижегородской области продают за рубеж, нужен специальный паспорт экспортного образца. Порой на согласование этого документа уходит полгода, а то и год. За это время покупатель может плюнуть и уйти. Поскольку у нас министр обороны напрямую подчиняется только президенту, мне пришлось направить ему соответствующее письмо. Мои специалисты сейчас работают в Минобороны, и, возможно, нам удастся преодолеть бюрократические барьеры на пути экспорта нашей военной продукции. Кстати, это проблема не только Нижегородской области, а всех российских оборонщиков. Экспорт очень важен сегодня, потому что многие регионы живут только за счет этой статьи доходов.
- Шла ли речь в разговоре с президентом о предстоящих выборах мэра Нижнего Новгорода?
- Он интересовался, конечно, предвыборной ситуацией, просмотрел всех потенциальных кандидатов на пост мэра Нижнего Новгорода. Ни одна из кандидатур восторга у президента не вызвала. Я сказал, что горжусь тем, что не зависим ни от каких олигархов, финансовых структур и партий. Он улыбнулся и спросил: "Это ваше собственное решение или поддавили из-за стенки кремлевской?" Вы знаете, что решение выйти из состава КПРФ - мое собственное. Президент сказал интересную фразу по этому поводу: "Наша страна по менталитету какая-то левая, и эта линия должна присутствовать, но не в таком виде, как у Геннадия Андреевича - лозунги, критиканство. Может быть, у Селезнева получится?" Я высказал сомнение: если на местах будут подбираться случайные кадры, то из движения "Россия" вряд ли что получится.
Кстати, в этом разговоре я покритиковал и "Единую Россию". Если раньше боролись против демократического централизма, то здесь этот принцип возведен в квадрат. В партию принимают в Москве чуть ли не всех подряд. Я сказал президенту, что, на мой взгляд, попытки организовать партии сверху, из Москвы, как правило, терпят фиаско. Тем более если неудачно подобраны лидеры в регионах. Поэтому "Россия" Селезнева, "Единая Россия" вряд ли заработают эффективно. Интересно, как у нас умеют перекрашиваться люди. Например, уважаемый всеми руководитель "ЛУКОЙЛ Волга Нефтепродукт" Вадим Воробьев в Думе Нижнего Новгорода возглавляет фракцию СПС, а в областном Законодательном собрании - "Единую Россию". Как люди умудряются вовремя выстроиться в кильватер президенту?
Нижний Новгород