0
1806
Газета Регионы России Интернет-версия

19.07.2002 00:00:00

Вина подсудимых доказана "в принципе"

Тэги: чечня, суд, терроризм


- Уважаемый суд! В принципе вина подсудимых доказана, - начал свое выступление государственный обвинитель на процессе по делу шести жителей Чечни, которых обвиняли в 24 убийствах русских жителей Грозного и в совершении нескольких терактов. Он не стал оригинальничать и практически зачитал обвинительное заключение, составленное чеченской прокуратурой. Защита напоминала, что следствие не смогло добыть ни одного доказательства вины подсудимых, а в деле нет ничего, кроме их признательных показаний, от которых на суде все шестеро отказались. Председательствующий выслушал все стороны, удовлетворил все ходатайства защиты и даже назначил прокурорскую проверку по жалобам подсудимых на издевательства во время следствия. Хотя в том, каким будет результат проверки, никто не сомневался. Чеченская прокуратура не нашла у своих сотрудников никаких нарушений.

Сроки наказания "преступникам" должны были иллюстрировать торжество правосудия - от 14 до 23 лет лишения свободы. Исключение сделали несовершеннолетнему Турпалу Шарипову и инвалиду первой группы Аглану Муситову, который без посторонней помощи передвигаться не в состоянии: 9 и 7 лет соответственно.

Уголовное дело шести чеченцев слушалось в Пятигорске почти два месяца. Следователи чеченской прокуратуры отрапортовали, что ими раскрыты и обезврежены три вооруженные группы и задержаны не рядовые члены бандгрупп, а их главари. По версии следователей, осенью 2000 г. в столице Чечни начала действовать группа под руководством подсудимого Анзора Демильханова - радиопозывной "Карат", который привлек в банду своего брата Тамерлана, их общего знакомого несовершеннолетнего Турпала Шарипова и еще каких-то молодых людей по имени Юсуп, Аслан и Муслим. Кем были эти люди в "банде Демильханова", что они конкретно совершили - следствие не установило. Странно и то, что, по материалам дела, группа, руководителя которой задержали только в конце июня, творила беспредел только два месяца. В декабре 2000 г. члены банды расстреляли контрактника Чернова, в январе угнали мотоцикл, заложили фугас возле завода "Красный молот" и взорвали "Урал" с новгородскими омоновцами. Тогда же, как установило следствие, были расстреляны Халажи Ибрагимов, которого подозревали в доносах на боевиков, и русская семья Юрьевых. Принимали участие во всех перечисленных эпизодах двое - Анзор Демильханов и Турпал Шарипов. Преступления совершались с помощью целого арсенала: пистолет ТТ, пистолет Макарова с глушителем, пистолет системы Стечкина с глушителем. Правда, ничего из выше перечисленного оперативники найти не смогли, несмотря на то что проводили обыски у всех подозреваемых. А у Шарипова, по словам его отца, искали несколько раз с помощью миноискателя, но не нашли даже одного патрона.

В феврале 2001 г. несовершеннолетний Шарипов, как обозначено в деле, под радиопозывным "Стингер" сам становится руководителем вооруженной группы, в которую входят четверо жителей Грозного: Хамзат, Заур, Канташ и Рустам. Об этой четверке правильнее было бы сказать "неустановленные лица", так как, кто это и куда они исчезли, следствие умалчивает. В ночь с 15 на 16 января Шарипов с членами своей "банды" совершил налет на домовладение Левченко - хозяина мотоцикла, который был использован 5 января при подрыве "Урала". В результате были убиты четверо русских жителей Грозного. 10 марта Шарипов и Хамзат из автомата Калашникова - следствие его тоже не нашло - расстреляли Екатерину Сидорову и ее глухонемую дочь Викторию. Девушка погибла, мать по счастливой случайности выжила. Следующий эпизод в деле Шарипова - убийства жительницы Грозного Гончаровой и ее сына. 6 апреля Шарипов и Заур убили еще одного доносчика - Инькова. 14 апреля на Центральном рынке Грозного произошло тройное убийство. В толпе были застрелены жительница Грозного Калашникова, ее дочь Валицкая и подруга дочери Левченко. В этом преступлении следствие обвинило еще одного подсудимого - Аглана Муситова. По "оперативной информации", в тот день он с Мальсаговым и Евлоевым, которые входили в состав его "группы", сидел в кафе "Странник". К ним подошли двое из банды Арби Бараева и сказали, что нужно кое-кого убрать. Муситов якобы тут же выдал Мальсагову пистолет Макарова с глушителем. Мальсагов распоряжение выполнил, хотя, по материалам дела, сделать ему это было непросто - пистолет пришлось дважды перезаряжать, так как он давал осечку.

Задерживали "бандитов" в несколько приемов, начиная с июня 2001 г. Рассказ о том, как происходило задержание и дальнейшее расследование, поверг немногих присутствовавших на суде журналистов в шок. Подсудимые в деталях описывали, как их били ногами, подключали к току, одевали им на голову противогаз. Впрочем, все эти откровения суд не убедили, ведь "вина подсудимых была в принципе доказана их показаниями". Как утверждают адвокаты - это своего рода норма. Почти все дела "террористов", "взрывников", "членов бандгрупп" строятся только на их признательных показаниях. Робкие попытки подсудимых объяснить, что они готовы были подписать что угодно, только бы остаться в живых, обозначаются в приговорах формулировкой: "отказался от прежних показаний, чтобы уйти от ответственности".

Дело о взрывах на железной дороге, которое слушалось в Ставрополе, имеет по сравнению с другими такими же делами небольшую интригу. У одного из трех подсудимых - Арби Ташаева имеется акт судебно-медицинской экспертизы, из которого следует, что у него обнаружены многочисленные телесные повреждения, причиненные твердыми тупыми предметами, раны на стопе, ягодице и плечах могут быть вызваны предметами с высокой температурой, повреждения кистей на руках - вероятные электрометки тока. Но все "показания" подозреваемый уже подписал, и они рассматривались в суде как доказательство его вины.

Всего по этому делу проходили трое: Аслан Шепиев, Арби Ташаев и Идрис Баталов. Самый богатый послужной список у Шепиева. Ему вменяли в вину участие в НВФ, подрыв моста через Сунжу в станице Петропавловской в сентябре 1999 г., подрыв железнодорожного полотна 8 марта 2000 г., взрыв бронепоезда 15 июля 2000 г., в результате которого погибла сержант контрактной службы Маргарита Захарова, и подготовку взрыва на железной дороге 18 августа того же года. Все эпизоды, кроме событий 1999 г., вменялись и двум другим подсудимым.

По материалам следствия, в начале марта Ташаев и Баталов по приказу Шепиева приобрели у "не установленных следствием лиц" при "невыясненных обстоятельствах" два танковых снаряда. Потом Ташаев купил еще два снаряда, а электродетонаторы и провода принес Идрис Баталов. 8 марта по согласованному плану Шепиев следил за отправкой бронепоезда от станции Аргун. Когда бронепоезд отъезжал, он зашел в комнату дежурного и позвонил на станцию Джалка, попросив позвать к телефону кого-нибудь из семьи Мацаевых. Для Баталова, по версии следствия, это был условный знак, чтобы он в красной футболке дважды перешел железнодорожный путь. Это должен был увидеть еще один член бандгруппы, который находится сейчас в розыске, после чего последний должен был помахать сидящему у железнодорожного полотна Ташаеву, а тот в свою очередь должен был правильно подключить провода. Правда, сделал это Ташаев безграмотно, и взрыв произошел раньше времени. Однако, согласно документам Северо-Кавказской железной дороги, предоставленным защитой, 8 марта 2000 г. на участке Гудермес-Аргун подрывов не было, все поезда передвигались по расписанию, а бронепоезда в этот день не ходили. Подрыв полотна все-таки был, но в 12 км от обозначенного следствием участка. В этом случае подсудимому Баталову было совершенно бесполезно бегать через дорогу в красной майке. К тому же звонить на станцию Джалка 8 марта было проблематично - ее телефонизировали после 15 мая.

Эпизод со взрывом бронепоезда 15 июля 2000 г. в обвинительном заключении изложен так, что в начале июля 2000 г. к Шепиеву домой пришли Х.Магомешев, Арби Ташаев и сказали, что они вместе с братьями Темиргиреевыми, Б.Усмановым, Муратом Амалаевым и Турпалом Ташаевым готовятся к взрыву бронепоезда. Шепиев вроде бы решил тоже активно включиться в эту работу и приказал Ташаеву и Баталову принести ему боеприпасы. 15 июля группа совершила подрыв бронепоезда СП-1А, в результате которого погибла сержант контрактной службы Захарова, еще 6 военнослужащих получили ранения различной степени тяжести.

По этому поводу защитники просили суд обратить внимание на то, что следствие почему-то не допросило Мурата Амалаева. Он даже не был объявлен в розыск, хотя найти и взять у него показания органам предварительного следствия не составило бы никакого труда. Амалаев в тот период был осужден Старопромысловским судом Грозного за совершение другого преступления. Был задержан и Турпал Ташаев, следовательно, должны были быть протоколы его допросов и другие процессуальные документы. Но ничего подобного в деле нет. Есть только констатация факта и труп 27-летнего Ташаева, который привезли родственникам якобы из Махачкалы. В свидетельстве о смерти, выданном матери Ташаева, обозначено, что причиной смерти является убийство в результате нападения. Взглянув на фотографию убитого, можно сделать вывод, что перед смертью этого человека долго били, есть на нем и следы ожогов, а на запястьях рук явно видны следы наручников.

Суд приговорил Аслана Шепиева к 17 годам лишения свободы, Идриса Баталова - к 15, Арби Ташаев - к 13 годам. Все они будут отбывать наказание в исправительных учреждениях строгого режима. Суд не посчитался с мнением защитников и односельчан подсудимых, которые, например, под письмом в защиту Идриса Баталова поставили 290 подписей.

Ставропольский край


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1740
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1088
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
790
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1068

Другие новости