Российская политическая жизнь последних месяцев оказалась настолько насыщенной разнородными событиями экстремального характера, что заставляет глубоко задуматься о природе происходящего. С одной стороны, активное и убедительное самоутверждение России на мировой арене, в тех новых политических реалиях многополярного цивилизационного устройства, которые складываются сегодня и которые долгое время в силу разных причин нами игнорировались. С другой - активизация негативных и даже разрушительных процессов на внутреннем политическом пространстве; появление реальной угрозы общественной стабильности со стороны люмпенизированных радикальных групп, нагнетающих националистический угар; растущее число террористических актов, все более вызывающих; деструктивность оппозиции, подменившей приоритеты государственных интересов узкопартийными и мелкими личными мотивами; истерия по поводу якобы установления "чекистской диктатуры"... Похоже, далеко не все политические силы современной России поддерживают ее устремления сбалансировать отношения с Западом и с Востоком, не все разделяют усиление ее геополитического статуса. И, распаляя общественные страсти всеми доступными им средствами, в том числе и противоречащими природе гражданского общества, сродни, прямо скажем, фашистским, стремятся затормозить и свернуть процесс позитивных сдвигов.
Но нет сомнений, эти эксцессы вскоре изживут себя прежде всего за невостребованностью. Уже очевидно, что они в целом чужеродны превалирующему сегодня среди россиян общественному настроению, для которого в гораздо большей степени характерны, насколько я могу судить по своему общению с довольно значительным количеством людей, представляющих самые различные социальные слои населения, созидательный настрой, здоровый патриотизм, пробуждающееся доверие к власти. Желание научиться жить по-новому в мире и сотрудничестве со всеми, и одновременно - с выгодой для себя. Может быть, рано еще говорить о реальной рыночной экономике в России, но невозможно не заметить все более явных примет происходящих на наших глазах позитивных кардинальных и повсеместных изменений психологии и мышления нашего населения в этом направлении. Россиянам теперь нужны стабильность, предсказуемость, устойчивость жизненного течения, поддерживающие и защищающие их инициативу законы, открытость для делового партнерства, надежные финансовые обязательства и гарантии государства. А вот разного рода политические потрясения, скандалы и склоки, крайние и болезненно-радикальные реакции тех или иных сил на новые установки и ориентиры вряд ли найдут сколько-нибудь значимую поддержку граждан.
Не стану скрывать, я вполне разделяю взвешенность и выверенность государственной политики, которая, как мы видим, становится доминантой избранного федеральной властью курса. Отдаю отчет, как непросто проводить такую политику в жизнь, сколько объективных и субъективных препятствий, противодействия явного и замаскированного, сопротивления и саботажа, провокаций и попыток дискредитации приходится преодолевать, чтобы добиться адекватного результата. Только несведущему может показаться, будто мир, покой, сотрудничество, созидание, прогресс появляются сами собой; те, кто занимается политикой, знают, какая для этого необходима непрестанная, настойчивая, твердая, кропотливая работа по всем, как говорят, фронтам. Мир приходится устанавливать - и иногда насильно, жесткими мерами; его приходится защищать - и порой с большими потерями.
Сотрудничество возникает только тогда, когда учтены интересы, даже самые малейшие, абсолютно всех партнеров, когда интересы эти удается сделать взаимовыгодными, а отношения - действительно паритетными для каждого участника. Созидание, прогресс возможны при деятельном соучастии населения, причем вовлечь граждан в общее дело приумножения национального богатства гораздо сложней, чем отпустить вожжи управления и позволить разворовывать все и вся. В нашей небольшой по сравнению со всей страной Калмыкии - те же проблемы и задачи, поэтому, повторю, отношусь к курсу на утверждение политической мудрости в качестве основополагающего фактора нынешнего реформирования России с одобрением и уважением.
Конечно, это не означает поддакивания и соглашательства. Самые добрые намерения, как известно, могут привести к обратным и плачевным результатам, если люди, взявшие на себя миссию и ответственность их воплощения, не проявят соответствующей зрелости, мудрости, выдержки. И если другие заинтересованные политические силы не будут осуществлять необходимый общественный контроль - через конструктивную критику и легитимную оппозицию, с помощью гражданской экспертизы и альтернативных инициатив. Речь идет о таких силах и о таком контроле, которые, безусловно, вписываются в контекст функционирования политической системы в границах здравомыслия и стабильности. Можно надеяться, что прошедшее переоформление политических партий в соответствии с изменившимся законодательством о них будет способствовать утверждению именно этих принципов.
У себя в Калмыкии, вопреки и несмотря на кликушество определенных группировок, мы тоже проводим бережный и скрупулезный отбор всего ценного, здравого и позитивного на политической арене республики, ибо понимаем, что ее демократическое развитие невозможно ни в условиях нездорового амбициозного соперничества безответственных и мало способных к эффективной деятельности дилетантских кружков, выдающих себя за партии, ни в условиях какого-либо инакомыслия вообще. Разнообразие подходов к выработке и реализации республиканских программ представляется мне крайне необходимым, как бы ни обвиняли нас некоторые горячечно-свободолюбивые участники политического процесса в излишней авторитарности. Авторитарность, предполагающая безусловное подчинение решениям лидера, одобряемым большинством граждан, на мой взгляд, так же необходима для претворения замыслов, как и столкновение позиций и мнений в рамках закона. Недаром сегодня многие из общественных объединений, получивших статус политических партий, предусмотрели в своих уставах именно такой принцип функционирования, не опасаясь аналогий с пресловутым "демократическим централизмом" бывшей КПСС. В конце концов можно вспомнить, что это есть универсальный закон действенности партийной работы, открытый отнюдь не большевиками, а зарубежной общественной практикой еще несколько столетий назад.
Преодоление авторитаризма, на мой взгляд, заключается не в свободе гордо занимать особую позицию, не задумываясь при этом, справедлива она или никчемна, а то и попросту вредна. Критерием зрелости политической организации всегда служит в первую очередь ее социальная ответственность, а это, в свою очередь, предполагает умение и готовность ради пользы дела поступиться своей "особостью", пойти на определенный компромисс. Без такой способности находить общие точки зрения, сближать позиции, преодолевая ксенофобию и добровольный изоляционизм, сегодня нет и не может быть подлинной демократии. И тут приходится признать: далеко не все нынешние партии осознали эту истину и, несмотря на изменившиеся реальные предпосылки, продолжают следовать устаревшим представлениям, уводя тем самым себя на обочину политической жизни, теряя авторитет и среди своих соратников, и среди своих сторонников. Имею в виду, в частности, ситуацию в КПРФ, которая демонстрирует сегодня какую-то заматерелую косность в решении даже собственных вопросов, не говоря уже о внешней позиции.
Россия устремилась в то качество цивилизации, которое достигнуто миром. Она показывает, что готова и может жить по правилам, единым для всего международного сообщества. Ее не пугают широкие контакты и сложные политические конфигурации. Она спокойно и с достоинством освобождается от многих догм, путами связывавших еще совсем недавно ее поступь. Российские политики новой формации, не теряя из виду национальные приоритеты, интересы и безопасность, смело осваивают запретное прежде международное пространство, не боясь компромиссов, соглашений и нестандартных схем.
Как особо подчеркнул в своем ежегодном Послании Федеральному собранию президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, стремясь к конструктивным нормальным отношениям со всеми государствами, мы должны быть готовы к жесткой конкуренции "за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние".
Все это объективно требует высокого класса "игры" от всех участников, вовлеченных в процессы, затрагивающие геополитические интересы своих государств. Но и внутренняя жизнь страны сегодня настолько сложна, что политическим "игрокам", будь то партия или общественное движение, необходимо мобилизовать все интеллектуальные и организационные ресурсы, чтобы в полной мере соответствовать уровню поставленных временем проблем.
Заявив о своей открытости миру, осуществив исторический прорыв вовне, мы не можем жить по прежним законам, опираясь на отжившие представления, место которым в архиве истории. При этом мы должны ясно представлять себе, что всякий раз наше малейшее замешательство на пути прогресса немедленно истолковывается экстремистами всех мастей как наша слабость, предоставляющая им дополнительные возможности для решения своей общественно опасной задачи - подорвать доверие россиян к формирующейся сегодня политике мудрости и открытости. Тем более важно помнить, что политика - это управление общественными делами во имя интересов народа, а не ради выгоды отдельной группы лиц.