В Минобразования РФ прошло несколько необычное мероприятие - презентация оценочного доклада "Образование в Чеченской Республике". Сбор данных осуществлен при участии экспертов международного класса.
Ознакомившийся с докладом получает полную картину состояния образования в Чечне. Оказывается, мальчиков в старших классах Чеченской Республики учится намного больше, чем девушек (причина - раннее замужество). От 20 до 50% детей в разных районах Чечни обучаются не в соответствии со своим возрастом. Количество детей в возрасте до трех лет значительно превышает довоенный уровень, и рождаемость имеет тенденцию к значительному росту. Самая рейтинговая профессия в республике - портной.
Двухсотстраничный доклад сослужит свою службу тем, кто действительно заинтересован в восстановлении Чечни. На базе доклада в Министерстве образования РФ уже подготовлены 18 проектов с общей запрашиваемой суммой в 4 млн. 840 тысяч долларов, которые предусматривают и создание в школах коммуникационных центров, и даже Чеченского виртуального университета.
Но в праздничной эйфории не мешало бы оглянуться на дела "земные". На итоговой коллегии Министерства образования РФ по Чечне в 2001 году "черными дырами" зияли два вопроса: зарплата учителей и деньги, предназначенные на восстановление школ. И те и другие успешно разворовывались. О чем, собственно, и сообщил тогда на коллегии Асламбек Аслаханов, депутат ГД РФ от Чеченской Республики. На нынешнем мероприятии депутат Аслаханов отсутствовал, а глава Чеченской Республики Ахмат Кадыров в своем выступлении заметил, что, дескать, Чеченскую Республику называют "черной дырой": сколько ей ни дай - все бесследно исчезнет, но это не так. Чеченская администрация может отчитаться за каждый потраченный рубль"┘
Так говорят власти. А вот что рассказал корреспонденту "НГ" директор школы # 44 Старопромысловского района города Грозного Луиза Токашева. Ремонтно-восстановительные работы на территории Чечни осуществляет Управление капитального строительства. Директор школы (или любого другого государственного учреждения) подписывает акты по приемке выполненных работ, но фронт работ определяет не он. Соответственно "ремонтники делают то, что им хочется делать". В школе Луизы Токашевой уже несколько лет протекает крыша. Бригада же строителей сделала косметический ремонт, "освоив" при этом приличную сумму денег, и ушла. Разумеется, первый же дождь свел старания "восстановителей" на нет. Кстати, некоторые школы в Чечне "ремонтируются" несколько раз. "Очевидно, такая система, позволяющая тянуть из государственного бюджета деньги "якобы на ремонт", кого-то устраивает, - добавляет Луиза, - но нас-то ждет впереди зима..."
В школе директора Токашевой, как и почти во всех школах республики, нет света и тепла. Учебное заведение получило несколько новых компьютеров, но они так и стоят незадействованные возле "буржуек". А при протекающей крыше восстанавливать образование республики придется еще очень и очень долго. Это ясно и без оценочного доклада.