0
1924
Газета Регионы России Интернет-версия

01.07.2002 00:00:00

Людей никто не предупредил о надвигающейся беде

Тэги: ставрополье, наводнение, стихия, паводок


Станица Барсуковская, расположенная в 30 км от Ставрополя, оказалась самым пострадавшим от наводнения населенным пунктом. Здесь 21 человек погиб, сотни остались без крова и средств к существованию. Еще вчера Барсуковская с населением почти 6 тыс. человек была одной из самых красивых и богатых станиц Ставрополья. За 200 лет своего существования она пережила не один паводок, но таких, каким был нынешний, не помнит 96-летная казачка Анна Ивановна Никитина, чудом оставшаяся в живых.

На берегу реки Кубань прямо у моста при въезде в Барсуковскую расположился палаточный лагерь, где сегодня днюют и ночуют более 300 станичников (в первые дни их было в 10 раз больше). По ту сторону моста - все, что осталось от Барсуковской: завалившиеся хатки, покосившиеся кирпичные строения, затопленное кладбище, с торчащими кое-где крестами и плавающими вокруг него утками, церковь, несколько трехэтажных домов, принадлежащих местному начальству. По центральной дороге идет толпа цыганок из местных, осевших в станице около 30 лет назад. Тут же босоногий мальчишка, катящий велосипед, на руле которого висит авоська с хлебом. Небритый мужик с мешком на плечах. Вода спала, оставив после себя разрушенные дома и людей, которые в ужасе и растерянности сейчас мечутся по станице, пытаясь из-под обломков жилищ вытащить уцелевшие остатки имущества, нажитого тяжелым крестьянским трудом.

На улице Советская у дома с разъехавшимися стенами в растерянности стоит его хозяин, пенсионер Николай Иванович Коломийцев в мокрой, испачканной илом одежде. Его большое семейство потеряло все, что нажило за долгие годы, что их кормило - корову, поросят, курей, да и дома практически нет, перечисляет Николай Иванович. О выданной якобы барсуковцам субсидии размером в одну тысячу рублей он слышит впервые, да и разве эти деньги помогут! У совхозного тракториста Ивана Гаркаленко, несколько лет назад бежавшего со своей семьей из Чечни и только что обустроившегося, смыло водой все: и огород, и сад, и 17 баранов. От чудом уцелевшего дома Иван Гаркаленко не отходит, опасаясь лишиться того, что осталось. Татьяна Пальченко родилась в Барсуковской в 1932 году. Она помнит два сильных наводнения, но тогда вода не разрушила дома. Впервые Пальченко осталась без хозяйства, утонули более 50 кроликов, куры, поросята, и - самое страшное - у нее теперь нет дома. Как жить дальше, не знает. О компенсации тоже слышит впервые и считает сумму в тысячу рублей смехотворной. На эти деньги можно на три дня продуктов купить, говорит Татьяна.

Галина Самойленко, мать четверых детей и бабушка двух внуков, через поваленный забор проводит в дом, который может в любую минуту рухнуть. "Но я, - говорит Галина, - ночую здесь, боюсь отойти от дома, обидно будет, если унесут последние вещи". Галину Дмитриевну душат слезы и гнев на тех, кто обязан был предупредить население большой станицы о надвигающейся опасности, но не сделал этого. Ведь огромная бурлящая волна, говорит Галина Дмитриевна, шла вначале на Невинномысск, а далее на Барсуковку и Карачаево-Черкесию целые часы, времени было достаточно, чтобы эвакуировать людей. По словам женщины, уже с утра по станице поползли слухи о возможном наводнении. Самойленко вместе с соседями даже звонили в контору станицы, но их там успокоили, сказали, это, дескать, паника. Не знали о приближающейся беде и в детском садике, и в летнем школьном лагере. "Если бы предупредили нас заранее, - считает старожилка Антонина Шушенина, - такого ущерба не было бы".

Церковь Святого Николая, размещенная в здании конторы, стоит в станице вот уже 9 лет. Молодой священник Олег Кришаль, выпускник Ставропольской семинарии, рассказывает, что сразу после того, как спала вода, к церкви потянулись люди за продуктами. Именно сюда, в храм, поступил первый гуманитарный груз, прибывший в станицу из других районов области. Прихожане Наталья Калаева и Вера Белова раздают крупы и воду, по необходимости и постельное белье, одежду. "В день трагедии, вспоминает Вера Белова, - к нам уже с утра шли люди, спрашивали, а правда ли, что ожидается потоп, но никто из нас ничего не знал о предстоящей беде".

Семья Балакириевых живет в двух шагах от реки Кубань по улице Южная, которая стала подтапливаться одной из первых. По словам Натальи Балакириевой, о том, что пойдет мощный поток, никто не предупреждал. Когда прибежала соседка с криком "Нас затопляет!", Наташа была в доме с шестимесячным сыном. "Вода пребывала с каждой минутой, - вспоминает она, - и когда была выше пояса, муж переправил меня с малышом на крышу". Здесь сверху бедной женщине пришлось наблюдать жуткую картину, как вода сносит дома, как тонет скот. Спасателей не было, муж взялся за спасение семьи сам. Он посадил малыша на шею и стал пробираться в сторону трассы, а Наталья поплыла следом. К счастью, старшая 15-летняя дочь Катя как раз находилась у родственников, их-то спасатели сняли с чердака. Сейчас Наташа с малышом находится в ставропольской гостинице "Кавказ", где расселены еще свыше 140 барсуковцев. Где и как они будут жить дальше? Ведь их дома полностью разрушены.

Главным виновником Антонина Ивановна, как и большинство барсуковцев, считают своего атамана Ивана Браткова, представляющего в станице исполнительную власть. "Вон атаман соседней станицы оказался куда изворотливее, с громкоговорителем на "уазике" объехал станицу, потому там и стихию встретили подготовленными, - говорят барсуковцы. - Там успели и людей вывести в безопасное место, и скот перегнать, а наш Братков, вместо того чтобы предупреждать население, с утра уже начал перевозить свое добро на грузовике". В обиде станичники и на директора местного рыбколхоза Ивана Котова, который живет в трехэтажном особнячке и который, по их словам, так же, как и атаман, с утра был занят спасением своего имущества. Но трагедия, по мнению сельчан, показала и другие примеры. Здесь с гордостью рассказывают о поступке отца и сына Хохловых, которые спасали односельчан, в то время когда вода уносила добро из их собственного дома. Рассказывают здесь и о Викторе Сальченко, молодом трактористе, который вывез из зоны потопления 22 человека.

По словам главы администрации Кочубейского района, в ведение которого входит и станица Барсуковская, Геннадия Скарги, полностью смыт урожай с полей и огородов, а это около 8 тыс. га. Практически погиб весь скот - около 10 тыс. голов крупного рогатого скота, половина из них - молочное стадо, 6 тыс. свиней, 10 тыс. гусей, кур и прочей живности. До сих пор специальная бригада собирает трупы погибших животных и вывозит их на место утилизации. Эта работа, похоже, не на один день. А ее не мешало бы ускорить. Барсуковцы опасаются какой-нибудь сибирской язвы или иной какой заразы. Дело в том, что в зону затопления попали и могильники павших "от сибирки" животных, а споры сибирской язвы, как известно, сохраняются в почве столетиями. Пока, по словам заместителя главного санитарного врача края Ирины Ковальчук, не зарегистрировано инфекционных заболеваний, однако ситуация не может не вызвать опасения. Врачи также опасаются, что разделанные туши павшего скота могут оказаться на... рынках региона, ведь современные дельцы не побрезгуют ничем.

Вот только предварительные итоги трехдневного разгула стихии на Ставрополье: 45 погибших, 17 человек разыскиваются, сотни раненых, тысячи оставшихся без крова - всего 30 тыс. пострадавших. Разрушено 13,5 тыс. домов, из них 1700 не подлежат восстановлению. Краю причинен ущерб на 3 млрд. 160 млн. руб.

Ставрополь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
519
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости