Официальная Казань приступила к корректировке договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", подписанного в Москве 15 февраля 1994 года в двух экземплярах, на двух языках (русском и татарском). "Причем оба текста имеют одинаковую силу", - так заканчивается документ, подписанный президентом Борисом Ельциным и президентом Минтимером Шаймиевым.
Договор стал первым после завоевания в октябре 1552 года Казанского ханства Иваном Грозным официальным документом, в котором Россия признала государственность татарского народа, его право на собственность и самостоятельность. Зная, как много в России значит революционная целесообразность и как мало почитаем закон, татары, подписав договор, стали настаивать на том, чтобы зафиксировать в Основном законе Российской Федерации положение о договорных отношениях между Россией и Татарстаном. Москва же, сняв напряжение в отношениях с мятежным "субъектом международного права", больше о договоре не вспоминала, пока в России не появился новый президент.
Владимира Путина этот договор не смущал. По крайней мере и.о. президента РФ Путин во время прямой линии, организованной "Комсомольской правдой" накануне выборов, на вопрос из Казани: "Можно ли с уверенностью сказать, что вы - сторонник конституционно-договорных отношений?" - ответил: "Да, однозначно!"
Минтимер Шаймиев, выступая 30 мая 2002 года на заседании комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти российских субъектов и органами местного самоуправления, заметил, что коллизии между Россией и ее субъектами "порождены не федерализмом, а несовершенством федеративных отношений".
Это несовершенство федеративных отношений смущает не только Минтимера Шаймиева. Оно и Владимира Путина смущает. Все дело в подписанном председателем правительства России Егором Гайдаром и председателем правительства Татарстана Муххаматом Сабировым 22 января 1992 года (двумя годами раньше договора) в Москве, также в двух экземплярах и на двух языках - русском и татарском, - Соглашении об экономическом сотрудничестве, согласно которому Татарстан является хозяином всей собственности республики, включая землю, ее недра, воду, природные ресурсы. Теперь Москва старается отобрать у Шаймиева нефтяные недра. Оставив ему "глину, песок и щебень".
- На практике это означает, что субъект РФ исключается из процесса управления пользования недрами, - возражает Минтимер Шаймиев, - а бюджеты субъектов РФ лишаются доходов от платежей за пользование недрами, поскольку они будут поступать собственнику недр. Тогда возникает вопрос: каким образом можно реализовать положение ст. 9 Конституции РФ о том, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории"?
Как охранялись и использовались в интересах народа нефтяные недра в Татарстане, "НГ" уже писала, поэтому всего лишь маленький штришок для сравнения. Недавно в "Итогах недели" (РТР) сын Гейдара Алиева, Ильхан Алиев, рассказывая об успехах Азербайджана, привел такой пример. К моменту распада Союза республиканская казна была абсолютно пуста. Сегодня ее золотовалютный запас составляет 1,3 млрд. долл. Татарстан же вместе с республиканской "дойной коровой" "Татнефтью" за это же время, используя на всю катушку дарованную регионам самостоятельность, одних иностранных кредитов набрали 1,5 млрд. долл., которые до сих пор не могут погасить. И это не считая миллиардных долгов "КамАЗа", долгов за газ, за электроэнергию и продолжающих расти долгов по зарплате.
С этой точки зрения действия Москвы вроде бы вполне оправданны. Только народу от этого не легче. Он уже жил в государстве, где все приходилось просить у Москвы, даже гвозди, а Москва все забирала и ничего не возвращала. У татар, в частности, забрала 2 млрд. тонн нефти, оставив "взамен" катастрофическую экологическую ситуацию в районах нефтедобычи. Стоит ли наказывать народ, лишая его теперь уже даже не нефти, а только налогов от ее реализации, - за то, что региональная власть воспользовалась самостоятельностью в своих корыстных интересах? Стоит ли наказывать народ за шараханье российской власти из одной крайности в другую? Вчера еще "берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить", только не выходите из России, а нынче чтобы даже думать не смели о самостоятельности.
Может быть, думая о будущем, комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий под председательством Дмитрия Козака уже сегодня следовало бы сосредоточиться не на том, чтобы сиюминутно побольше налогов и акцизов отобрать у регионов и как можно больше власти закрепить за федеральным Центром, а, скажем, разработать механизм контроля за процессом пользования теми же недрами? Для чего-то ведь городили федеральные округа? Для чего-то подписали с Татарстаном договор о разграничении полномочий? И все последние десять лет ежегодно 30 августа поздравляли президента Шаймиева и народ Татарстана с очередной годовщиной суверенитета...
Казань возражает против жесткой централизации бюджетного устройства. Против того, чтобы федеральные чиновники указывали, как Татарстану управлять своим бюджетом. Возможно, дотационные субъекты должны управляться федералами. Но президент Шаймиев, пока он у власти, такого не допустит, о чем он и заявил на недавней пресс-конференции. "Я понимаю, - говорил он, - что федеральные чиновники в округах должны чем-то заниматься, за что-то зарплату получать, но за исполнение бюджета я несу ответственность перед народом, парламентом и Российской Федерацией".
Предложенная комиссией Дмитрия Козака новая концепция разграничения полномочий предусматривает возможность расторжения договоров федеральным Центром в одностороннем порядке. Казань считает, что такое же право должно быть предоставлено и субъекту Федерации - в случае если федеральный Центр не будет выполнять взятых на себя обязательств. "Разграничивая полномочия, мы должны выстроить ясную систему органов государственной власти на различных уровнях и систему органов местного самоуправления", - считает Минтимер Шаймиев. Однако на сегодня такой ясности нет, и Казань это не устраивает. Поэтому комиссия (куда вошли, кстати, представители только татарского народа, а "многонациональный народ Татарстана", о котором говорится в республиканской Конституции, никем не представлен) должна разработать собственные предложения, чтобы договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Россией и Татарстаном ни у одной из сторон не вызывал возражений.
Сегодня Конституция РТ по 22 позициям не устраивает федеральную власть. В том числе и в части, закрепляющей право собственности на землю, ее недра и т.д. за народом. За каким именно народом, в Конституции РТ не говорится. Зато подробно изложено в Соглашении об экономическом сотрудничестве, которое, по сути, является составной частью договора. И за это соглашение татары снова будут драться с Москвой.
Прокурор Приволжского территориального округа Александр Звягинцев предложил татарскому парламенту привести Основной закон в соответствие с федеральным. Однако в Казани считают, что Конституция РТ 19 апреля подписана президентом РТ, через десять дней со дня опубликования вступила в законную силу и ни в каких поправках не нуждается. Конечно, прокурор Звягинцев уже сегодня может опротестовать эти 22 позиции в суде. Но согласится ли Казань с решением суда? А если и согласится, все равно пленарных сессий Госсовета больше не будет до сентября.
Казань