За "Миграционный кодекс" депутаты Ставропольской краевой Думы высказались практически единогласно. Похоже, местных законодателей вдохновил опыт их соседей - краснодарцев, которые с помощью радикальных и не всегда законных методов продолжают успешно бороться с незаконной миграцией. В правительстве Ставрополья утверждают, что принятый закон не ущемляет прав приезжих, а все меры, предусмотренные в нем, направлены на то, чтобы хоть как-то упорядочить миграционные процессы, носящие в последнее время хаотичный характер.
Ставрополье давно уже стало своеобразным форпостом на южных рубежах России, непосредственно граничащим с мятежной Чечней и неспокойными Ингушетией, Дагестаном и Карачаево-Черкесией. Именно из этих республик и стран Закавказья идет основной наплыв мигрантов. За последнее десятилетие, по разным данным, в край прибыло около миллиона мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Почти каждый четвертый житель Ставрополья является приезжим, а инфраструктура края просто не способна обеспечить всех достойными условиями существования.
Пока в Москве присматривались к проблеме необузданных миграционных потоков, власти края самостоятельно и безуспешно пытались бороться с незаконной миграцией. Но все правовые акты, направленные на борьбу с ней, такие, например, как "Миграционный кодекс" Ставрополья, были отменены решением прокуратуры из-за несоответствия федеральному законодательству. Неоднократно власти края просили федеральный Центр придать Ставрополью статус особой территории и наделить его обширными полномочиями как прифронтовой регион России. Эти попытки успехом не увенчались. Поэтому сегодня представители местного правительства во главе с губернатором края Александром Черногоровым говорят, что сделают все возможное, чтобы отстоять принятый закон на федеральном уровне.
Между тем прокуратура края уже обратила внимание на противоречие ряда статей документа федеральному законодательству. В свою очередь, в краевом правительстве говорят, что в случае появления претензий к тем или иным положениям в них будут внесены поправки. Сам закон "О мерах по пресечению незаконной миграции" на Ставрополье, по мнению экспертов, в ряде пунктов содержит даже более жесткие требования, чем наделавший много шума закон "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края". К примеру, приобретение жилья не позволяет приезжим автоматически становиться постоянными жителями края. Кроме того, количество переселенцев, желающих на законных правах осесть на Ставрополье, будет определяться ежегодно краевым правительством. Причем, согласно принятому документу, в каждом районе число прибывших не должно превышать установленной квоты.
Другое спорное положение касается трудоустройства приезжих. Так, согласно новому закону, работодатели не должны допускать к труду незаконных мигрантов. В случае если они нарушат это правило, то вынуждены будут выплатить крупный штраф. Подобные меры предусмотрены и кубанским законом, согласно которому все жители, предоставившие жилое помещение или транспорт человеку без регистрации, также должны уплатить штраф.
Безусловным достоинством принятого закона можно считать подход краевого правительства к распределению квот в зависимости от занимаемых мигрантами территорий. Последние годы расселение мигрантов в крае осуществлялось в основном в районах, приближенных к краевому центру, и крупных городах Кавказских Минеральных Вод. Наименее привлекательными для вновь прибывающих всегда оставались засушливые территории и граничащие с Чечней восточные районы края. В результате ситуация на курортах Кавминвод осложнилась. Численность населения здесь превысила допустимые для нормального существования целебной базы пределов, не говоря уже о постоянно меняющемся национальном составе населения. К примеру, в Кисловодске за последнее время более чем на 30% выросло армянское население и более чем на 20% - карачаевское, а количество русских при этом сократилось на 10%.
Не лучше ситуация и в ряде восточных районов Ставрополья, где стремительно растет число приезжих из соседнего Дагестана. Особенно сильный наплыв мигрантов приходится на Нефтекумский район, где русских уже меньше половины, зато необычно высока концентрация представителей тюркских и кавказских национальностей. По всем признакам происходит вытеснение коренных жителей с торгово-закупочного рынка и традиционных рабочих мест, увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру и как следствие - ухудшение условий жизни. Нередко все эти негативные факторы приводят к обострению межнациональных отношений. Многолюдные стычки, в том числе и вооруженные, между представителями разных национальностей нередки в Курском, Нефтекумском, Степновском и ряде других районов края.
Разумеется, принятому ставропольскими думцами закону предстоит пройти тщательный анализ в Министерстве юстиции и прокуратуре России на предмет нарушения международных и российских норм соблюдения прав человека. Наверняка выяснится, что по ряду пунктов он противоречит федеральному законодательству и идет вразрез с Конституцией РФ. Также не исключено, что в конечном итоге закон отменят решением прокуратуры, а жителям Пятигорска, Минеральных Вод и Ессентуков, уставшим жить в страхе перед очередными терактами, останется только ждать, пока наконец будет принят "безупречный" федеральный закон, направленный на борьбу с незаконной миграцией, которую многие здесь называют "оккупацией".
Ставрополь