Российским политикам самых разных уровней и рангов невыносимо скучно жить без свежей будоражащей идеи. Сначала устроят бесплатную раздачу суверенитетов, а потом, когда это уже всем наскучит, начнут эти же суверенитеты отбирать обратно. Народу и интересно: а что дальше? Потом учредили семь федеральных округов, и народ с тех пор гадает: что же, эти округа со временем превратятся в семь гигантских губерний или просто так для интересу попробовать решили? Но просто так ничего не делается. Похоже, главный вывод из двухгодичного эксперимента сделан: семь субъектов Федерации - это, конечно, чересчур, уж очень неподъемные субъекты окажутся, но восемьдесят девять нынешних - слишком много. Трудно, говоря языком партийных работников времен КПСС, "дойти до каждого". Будем укрупнять.
То, что решение о кардинальном изменении административно-территориального деления Российской Федерации зреет на самых высоких ветвях власти, подтверждается несколькими заявлениями на эту тему, сделанными в последнее время.
В марте полпред президента в Сибирском округе Леонид Драчевский одобрил идею объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью, поскольку считает, что "область и округ настолько интегрированы, что ближе всего стоят к данному решению", а также подчеркнул, что подобная перспектива стоит и перед другими регионами: "89 субъектов Федерации - это очень много с точки зрения управленческой теории и практики".
В апреле полпред в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов заявил, что в ходе разработки "Основных направлений стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2015 года" обсуждалась тема слияния регионов: "Эта тема звучит как часть предлагаемой стратегии развития СЗФО". Речь идет, в частности, о возможности объединения Псковской и Новгородской областей, а также о Ненецком автономном округе: обсуждаются варианты - либо объединение НАО с Республикой Коми, либо включение его в Архангельскую область, в состав которой он ранее входил. Но полпред не ограничился проблемами Северо-Западного округа. "То, что все более очевидным становится сегодня процесс укрупнения регионов России, - это факт", - сказал он и уточнил: "Чересчур дробное деление России затрудняет реализацию крупных федеральных программ".
Поддержал идею укрупнения регионов председатель Совета Федерации Сергей Миронов: по его мнению, 89 регионов - слишком много для России, ими "слишком тяжело управлять". Правда, уменьшать количество субъектов Федерации до семи по числу федеральных округов спикер СФ считает нецелесообразным. Выступили в поддержку административно-территориальной новинки и другие политические деятели, хотя далеко не все.
Причины, по которым субъекты Российской Федерации следует укрупнять, называют разные. У центральной власти - свои резоны, у региональных лидеров - свои.
Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын давно заявлял, что регионов должно быть не 89, а примерно 50, а укрупнение надо производить за счет объединения дотационных регионов с донорами. В частности, он был бы не против присоединить Костромскую область, поскольку там "...сильное сельское хозяйство, слабая промышленность. Ярославская область имеет развитое промышленное производство и слабое сельское хозяйство. Объединив эти территории, можно говорить о разумной самодостаточной экономической политике". Непонятно, правда, почему разумная экономическая политика не может выражаться в обычной соседской кооперации в рамках единого федеративного государства.
До недавнего времени очень трудно складывалась разумная экономическая политика между тремя составными частями одного из так называемых "матрешечных" субъектов Федерации - Тюменской области. "Собственно Тюменская область", то есть ее южная часть, никак не могла найти общий язык с "Северами", то есть Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, которые, входя в состав "большой Тюменской области", одновременно являются самостоятельными субъектами Федерации. Предмет раздора был прост: львиную долю бюджета юга формируют "нефтяные" и "газовые" деньги северных округов. Но одной из причин разбора, судя по всему, было столкновение амбиций. После того как на прошлогодних губернаторских выборах победил "человек с Севера" Сергей Собянин, кажется, разумная экономическая политика в триединых субъектах начала складываться на пользу всем троим. И что особо примечательно, без всякого административного объединения. Не случайно Сергей Собянин в конце прошлого года весьма скептически отнесся к идее укрупнения: "Сегодня только ленивый не говорит на эту тему, все партии твердят об укрупнении, но конкретики никакой нет. Слова "укрупнение регионов" стали своеобразным общим лозунгом. Как он будет реализоваться на сегодняшний день, непонятно. Меня устраивает та ситуация стабильности, в которой мы сегодня живем. Сегодня мы не будем энергично развивать эту тему. Я точно знаю, в ближайшее время Конституция не изменится, как и устройство РФ". Правда, с тех пор идея укрупнения регионов звучит из Москвы все настойчивее. А губернаторам к этим звукам приходится прислушиваться.
Головоломку, подобную тюменской, стараются сейчас разобрать в Красноярском крае. Такая же структура (два округа в составе края, они же субъекты РФ), усугубленная тем, что находящийся на территории Таймырского округа Норильск подчиняется напрямую Красноярску, а "Норильский никель" - главный источник доходов краевого бюджета. Здесь вплотную подошли к объединению, документ о создании коалиционного правительства был подписан от Таймыра Александром Хлопониным и от Красноярска Александром Лебедем. Но объединение трех субъектов остается маловероятным - и не только из-за трагической гибели Александра Лебедя. Категорически против выступил глава Эвенкийского АО Борис Золотарев. Он опасается, что сторонниками идеи быстрого объединения может руководить "корыстная мысль - воспользоваться богатствами Эвенкии как раз к тому времени, когда в "объединенном новом субъекте" начнется их промышленная добыча".
Серьезное напряжение вызвала идея объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого АО - опять же субъекта РФ. В богатом ресурсами, но депрессивном округе считают, что проблемы его решит не административное объединение, а разумная экономическая политика и сотрудничество с Пермской областью.
Председатель правительства Республики Алтай Михаил Лапшин не раз высказывался против объединения республики с Алтайским краем: "В вопросах государственного устройства нужно быть консерваторами. Сегодня ничего резать и перекраивать нельзя. Вспомните хрущевские совнархозы, когда поломали всю страну".
А глава администрации Омской области Леонид Полежаев поставил под сомнение главный аргумент, которым оперируют сторонники укрупнения: "Что касается укрупнения территорий, то это может быть опасно потерей управляемости."
Везде свои представления об управляемости. В Китае (территория поменьше нашей, зато народу сколько!) всего 34 административные единицы. Но это надо помножить на тысячелетнюю традицию централизации власти и почтительной покорности перед начальством. А в крохотной Швейцарии административных единиц почти столько же. сколько в Китае: 26 кантонов. Но эти кантоны управляются в основном самостоятельно, очень мало оглядываясь на столичное мнение.
Управлять 89 субъектами Российской Федерации, может быть, действительно очень сложно. А сколько надо? Может быть, сначала посчитать, на сколько субъектов у нас в России наберется действительно грамотных, толковых да еще и честных губернаторов? Любую идею можно довести до абсурда. Почему не сделать два субъекта Российской Федерации - Восточный и Западный?
Уйдем от абсурда. Пусть будет 50. Но если, скажем, Сидоровскую область присоединить к Макаркинской, то ликвидировать при этом как класс чиновников упраздненной сидоровской областной администрации не удастся! Во-первых, они просто не уйдут. Вцепятся и не уйдут. Во-вторых, аппарата макаркинской областной администрации просто не хватит на удвоившуюся территорию. Значит, все прежние люди из "Сидороблпросвета", "Сидорсобеса" и прочие, а особенно из "Главсидорспирта", останутся на своих местах, только вывески перепишут. Кстати, на переписывании вывесок большие будут расходы, тем более что придется, дабы не обидеть жителей ни одного из двух осчастливленных регионов, назвать объединенную область как-нибудь по-новому - Агафоновской, что ли.
Вряд ли можно всерьез рассчитывать, укрупнив регионы, радикальным образом повысить эффективность нынешней системы власти. Возможно, Кремль добьется большей управляемости некоторых строптивых губернаторов и президентов. Но это вряд ли. Потому что создание новых административных единиц может открыть новые перспективы тем региональным лидерам, которые отработали уже все законные сроки в рамках нынешних, старых субъектов РФ. Вот Минтимер Шаймиев говорит, что Татарии нет нужды ни к кому присоединяться, а если кто пожелает присоединиться к Татарстану, так милости просим.
Но почему объединение двух плохо управляемых регионов должно дать при сложении один хорошо управляемый? Да, в математике минус на минус дает плюс. А в политике - кто знает, что получится, вдруг один большой минус? И потом: если в системе, где один центральный элемент и 89 периферийных, проблемы с управляемостью, то, может, сначала стоит навести порядок в Центре?
Но один явный плюс для федерального Центра в этом грандиозном плане переустройства России есть. Реализация его займет много времени: ведь для пересмотра административно-территориального деления государства потребуются референдумы в объединяемых субъектах, внесение изменений в Конституцию РФ. Тут не месяцами - годами пахнет. И, пока этот великий процесс не завершен, более прозаическими делами заниматься будет сложно. А спрашивать за эти будничные дела - просто неприлично.