Фонд отдела редких книг и рукописей самой крупной библиотеки за Уралом насчитывает более 50 тысяч экземпляров. Из них более двух тысяч - редкие рукописи. Самая древняя, полностью сохранившаяся книга - друцкое Евангелие, датируемое началом XIV века. По словам завотделом кандидата филологических наук Владимира Алексеева, этот книжный памятник - уникальное явление в жизни Древней Руси, поскольку, чтобы изготовить пергаментные страницы, надо было использовать шкуры не менее двухсот телят. Кроме того, ученые установили, что книгу писали восемь писцов. Причем их почерки точно "стыкуются" - первый заканчивает страницу, а второй начинает следующую. Лишь в двух местах из 400 страниц писцы ошиблись. Им пришлось "стыковать" слова на одной странице.
Друцкое Евангелие в каком-то смысле - первая книга, положившая начало отделу редких книг и рукописей. Ее появлению в Новосибирске мы обязаны академику Михаилу Николаевчиу Тихомирову, специалисту по средневековой русской истории, который подарил в начале 60-х ГПНТБ свою коллекцию древних книг. Владимир Алексеев любит рассказывать истории о "своих" книгах.
Даже не столько о книгах, сколько о том, что было с ними связано. Мне он рассказал удивительную историю о рукописи, которая содержит нотные записи. С помощью криминалистов ученые сумели прочитать на ней затертую запись о том, что неизвестно кто неизвестно кому в 1642 году продал эту рукопись в Якутском остроге "на велицей реке Лене". Поиски специалистов в определенном смысле увенчались успехом. Удалось узнать, что в том самом остроге постоянно находился казачий отряд в 30-50 человек, который менялся раз в два года. Владимира Алексеева поражает, что человек вместо лишнего пороха взял с собой книгу. Удивительно и другое. Когда у него возникла надобность, он продал рукопись. "Значит, в отряде был еще один человек, которому книга была нужна", - заметил Владимир Алексеев. По его словам, музыковеды подсказали, что рукопись содержала нотную запись духовной музыки, которая к тому времени вышла из употребления. Пользоваться ею могли только весьма образованные люди. По мнению ученого, это переворачивает представления о казаках как о людях, лишенных духовности.
Владимир Алексеев с удовольствием вспоминает 60-е годы, тогда его отдел располагал достаточными ресурсами для книжных экспедиций и сотрудники отдела добрались аж до Тихого океана. В начале 90-х экспедиции пришлось прикрыть. Только в прошлом году после многолетнего перерыва удалось отправить трех человек на Дальний Восток.
К пониманию - что такое редкая книга - в отделе шли долго. Сначала обратились к опыту московских и петербургских собраний, но быстро поняли, что физические параметры - дата издания и количество экземпляров - не совсем удовлетворяют критериям оценки. Пробовали пойти от противного. "Тогда мы еще были плохо информированы, - рассказывал Владимир Алексеев, - и пусть это не покажется кощунственным, мы предположили, что редкой книгой может быть "Пособие по тушению пожара на подводной лодке". Но от этой идеи быстро отказались. Содержание такой книги не могло удовлетворять запросам общества. Поэтому не сразу, но пришли к мысли, что редкой книга будет называться тогда, когда при наличии "признаков редкости" она сыграла или играет в жизни общества значимую роль. Поэтому в отделе Владимира Алексеева хранится издание 60-х годов "Капитала" Карла Маркса, выпущенное на русском языке тиражом 3 тысячи экземпляров. По убеждению Владимира Алексеева, "редкость" книги нужно прогнозировать. До сих пор отдел покупает выходящие в свет книги, пытаясь "угадать" ее будущую "редкость". Кроме этого в отделе создают редкие книги. К ним Владимир Алексеев относит справочники, в которых ученые дают описания книжных сокровищ, находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке. С одной стороны, они закрепляют в сознании общества наличие книжных памятников, а с другой, положительно влияют на самих хранителей. По словам Владимира Алексеев, не везде с должным пиететом относятся к хранению книжных редкостей. В типографии ГПНТБ отдел редких книг и рукописей печатает серии "Русская книга в дореволюционной Сибири" и "Книга и литература" ограниченным тиражом в несколько сотен экземпляров. Такие книги сразу же становятся редкими. Владимир Алексеев сожалеет об этом, потому что, считает ученый, такие книги, как "Сибирская пушкинистика сегодня", которую они выпустили в юбилей Пушкина, не должны быть редкими.
Новосибирск