В июне Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) намерен выделить России кредит в 250 миллионов долларов для ускоренного ввода в строй стратегически важной магистрали Чита-Хабаровск и части кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга. Осваивать эти средства предстоит Государственной службе дорожного хозяйства (Росавтодор).
Но вот 4 июня группа депутатов Госдумы обратилась к министру внутренних дел России Борису Грызлову с просьбой проверить некоторые сведения о деятельности руководства Росавтодора. В частности, речь идет о заключении договоров на консультационные услуги. Для технической помощи в реализации кредита ЕБРР Росавтодор решил пригласить группу специалистов. Поскольку сумма займа довольно внушительная, главный дорожник Игорь Слюняев распорядился объявить международный тендер. Он же и утвердил состав конкурсной комиссии, в которую вошли только работники дорожной отрасли. В самом конкурсе приняли участие такие серьезные фирмы, как Jacobs GIBB, Kampsax, Crown Agents, имеющие опыт работы в консалтинге до 80 лет. Борьба ожидалась нешуточная.
Однако, всем на удивление, победу с легкостью необычайной одержало ЗАО "Генинжконсалтинг". Российская фирма утерла нос всем мировым грандам. Как говорится, знай наших! Однако парламентарии не оценили патриотизма конкурсной комиссии, заподозрив ее членов в лоббировании интересов руководства Росавтодора и конкретно господина Слюняева. Уж слишком несерьезно выглядит послужной список фирмы-победителя. Образована четыре года назад. Уставный капитал - всего 10 тысяч рублей. Зато задолженность перед бюджетом составляет 114 тысяч рублей. Депутаты посчитали незаконным также вселение сотрудников фирмы в помещение государственного унитарного предприятия "Росдорлизинг" без согласования с Министерством имущественных отношений. Чрезмерно завышенной они считают стоимость консультационных услуг. Это и стало причиной того, что думцы обвинили руководство Росавтодора в слишком вольном обращении с государственными деньгами.
Однако, если послушать г-на Слюняева, то получится, что государственными интересами руководствуется как раз его ведомство. Вот его резоны. Западные консультанты обходятся во много раз дороже. Они нанимают огромное количество сотрудников, устанавливают им внушительные оклады, селят в дорогих отелях, на что и уходит немалая доля кредита. Запросы наших специалистов гораздо скромнее, что, по мнению Слюняева, позволит государству сэкономить значительные средства. Что он вкладывает в понятие "скромность", можно выяснить, ознакомившись с предложенными должностными окладами. Общий срок контракта, заключенного с ЗАО "Генинжконсалт", - 17 месяцев. И за каждый этот месяц, скажем, секретарь-референт будет получать всего по 2,5 тысячи долларов, а переводчик - 3,5 тысячи. Менеджерам, естественно, положат больше - в среднем по 7 тысяч, главному менеджеру - не больше 10 тысяч долларов. Согласитесь, ничего запредельного. А над командировочными - 100 долларов в день - японские или американские консультанты просто бы посмеялись. И, вообще, какой-то миллион долларов для десяти человек, готовых выполнить работу целого НИИ, - просто смешные деньги. Между тем в 1999 году тогдашнее руководство Росавтодора, куда входил и ныне здравствующий его руководитель, тоже клялось папой, мамой и даже бородой своей бабушки, что средства на консультативные услуги будут выделены минимальные. Однако проверка КРУ Минфина показала, что на этих, с позволения сказать, консультациях (в правоохранительных органах их называют бытовым словом "отмыв") государство потеряло 12 миллионов долларов. Скандал получился такой, что тогдашним руководителем Федерального дорожного фонда Виталием Артюховым было принято решение вообще отказаться от услуг консультантов. Тогда его заместитель Слюняев посыпал голову пеплом, согласно кивал и клялся в верности государственному интересу. Тем не менее, заняв место своего начальника, решил, видимо, попробовать те же грабли на прочность еще раз┘
Но если говорить серьезно, то не получается ли, что руководство Росавтодора фактически проводило международный тендер лишь для отвода глаз, заранее зная, кто в нем "победит"? И стоит ли нанимать консультантов до того, как получен кредит, на что справедливо обращают внимание депутаты Госдумы? То есть речь идет о шкуре неубитого медведя, которую уже благополучно поделили.
Кстати, и у ЕБРР уже возникли вполне обоснованные сомнения насчет честной победы в тендере такой несерьезной фирмы. Росавтодор пока неуклюже оправдывается. Не приведет ли это к тому, что могут возникнуть проблемы уже и с получением кредита?