Новым начальником Свердловской железной дороги стал бывший заместитель министра путей сообщения РФ Александр Мишарин. Его представил сотрудникам дороги сам министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев в ходе своего визита в Екатеринбург.
Переход Александра Мишарина на пост начальника СвЖД можно рассматривать как возвращение на родину: до 1998 года он работал на СвЖД главным инженером. Однако аналитики уверены, что уверения Александра Мишарина, будто бы новую должность он рассматривает как повышение, - лишь официальная дипломатическая отговорка, так же как и заявления прежнего начальника Бориса Колесникова, возглавлявшего СвЖД около 12 лет, о том, что решение оставить пост руководителя дороги он принял сам. На самом деле эти кадровые перестановки, полагают эксперты, связаны с проходящей в МПС чисткой команды бывшего министра Николая Аксененко.
Не стоит полагать, что Москва перевела Колесникова на должность представителя МПС в Уральском федеральном округе только для того, чтобы подготовить кресло для бывшего первого зама Аксененко. Судя по резким заявлениям Геннадия Фадеева в адрес уральских железнодорожников после церемонии представления нового главы СвЖД, у министерства есть масса претензий к работе управления местной дороги, а значит, и к ее экс-начальнику. "Вы за четыре месяца потеряли миллиард рублей. Это худшее положение на сети", - высказался Фадеев. Министр не обошел стороной и фактов падения объемов грузоперевозок (на 6,3% по сравнению с прошлым годом), сокращения производительности труда и роста издержек. При этом, по его словам, удивительно, что на СвЖД в полтора раза выросли зарплаты.
Свердловская железная дорога - одно из крупных подразделений МПС. Она выполняет более 10% погрузки, 8,7% грузооборота и 8,6% пассажирооборота сети железных дорог России. Общая эксплуатационная длина магистрали более 7000 км. Дорога находится в трех часовых поясах, четырех почвенно-климатических зонах, проходит по территории шести областей и одной республики РФ. Регион обслуживания имеет площадь 1,8 млн. кв. км с населением более 11 млн. человек. Ежесуточно курсируют 120 пассажирских, в том числе 4 фирменных, и более 500 пригородных поездов. В работе СвЖД задействованы 100 тыс. человек.
Специалисты считают, что глава МПС, будучи в Екатеринбурге, высказал лишь часть претензий и что недовольство Центра работой СвЖД вызвано и рядом других причин. Одна из них - сбрасывание "социалки", находящейся в ведении Свердловской дороги, на балансы городов Пермской, Тюменской областей, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по которым проходит полотно СвЖД. Естественно, появление лишней обузы не могло устроить глав этих субъектов. Помимо проблем с муниципалитетами, СвЖД вступила в споры и с региональными промышленными гигантами, которые из-за нехватки вагонов у железнодорожников занялись непрофильным делом - формированием собственных парков. Если же учесть, что от подобных предприятий в плане налогообложения зависит и львиная доля бюджетов субъектов, на территории которых те работают, то обвинений со стороны региональных глав в адрес СвЖД звучало все больше.
Отдельной строкой в бедственном положении СвЖД можно выделить кадровые проблемы. По инициативе Бориса Колесникова свердловская "железка" чуть было не лишилась около 10 тысяч сотрудников, которых тот планировал сократить. Кроме этого, насторожил и естественный отток кадров из СвЖД по причине низкой заработной платы: за прошлый год отток составил около 34%. Еще один фактор, который мог способствовать недовольству нынешнего руководства МПС, - политические игры Колесникова на выборах в Свердловскую областную Думу.
Как видно, причин для "почетной отставки" Бориса Колесникова было предостаточно, хотя, по словам сотрудника общественных связей СвЖД Алексея Пономарева, в возрасте 61 года служащий такого ранга, какой занимал Борис Иванович, по закону может оставаться на этой должности еще четыре года - до 65 лет.
Однако при всем вышесказанном было бы не совсем верно утверждать, что бывшего начальника СвЖД "ушли" только за неудовлетворительную работу. Особую роль в этой ситуации сыграл масштабный процесс реформирования высшего руководящего состава самого МПС, заложником которого и мог стать Борис Колесников.
Назначение на пост руководителя СвЖД - не первое смещение Александра Мишарина с более высокой должности. При министре Николае Аксененко Мишарин занимал должность не просто заместителя министра, а первого заместителя, то есть "правой руки". Он возглавлял проект федерального значения под названием "Транстелеком", в который министерство вложило около 800 млн. долл. и который через некоторое время Геннадий Фадеев назвал провальным. После же отставки Аксененко его доверенное лицо перевели в разряд обычных замов. Таким образом, создается впечатление, что Мишарину дают второй, но очень призрачный шанс.
Екатеринбург