Согласно статистическим данным, по уровню преступности Пермская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе и четвертое место в России. Если в среднем по стране на сто тысяч жителей приходится 339,6 преступлений, а в Приволжском округе - 300,7, то на Западном Урале уровень преступности составляет 433,1 преступлений на сто тысяч населения. Не случайно около половины жителей Пермской области называют преступность главной из волнующих их проблем. Еще больший процент составляют те, кто не верит в способность милиции эффективно выполнять свои функции.
Наиболее высокий рост преступности зафиксирован в самых крупных городах Западного Урала: Перми, Березниках и Соликамске. Для этих же территорий характерна и низкая раскрываемость. Проблема преступности не на шутку взволновала местного губернатора Юрия Трутнева, который дважды в нынешнем году проводил по этому вопросу заседание коллегии при главе области. Юрий Петрович заметил, что в регионе одновременно растут бюджет, уровень жизни и преступность. А распространение на пермской земле наркотиков вообще приобретает характер эпидемии.
По подсчетам специалистов Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков областного ГУВД, в Пермской области ежегодно на наркотики тратится больше средств, чем на пищу, жилье, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые. И вообще на Урал наркоты поступает значительно больше, чем в соседние регионы.
Если лет десять назад смертоносным зельем торговали преимущественно на улицах и рынках, то сейчас реализуют его в больших количествах в квартирах или на "стрелках". Вычислить и накрыть эти точки бывает непросто. Правда, случаются и настоящие удачи. Например, недавно совместными усилиями УБНОН и ФСБ было изъято 10 килограммов наркотиков на железной дороге.
По официальным данным, в Пермской области на медицинском учете состоят 10 345 наркоманов. В областном Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков считают, что их реальное количество в 2,5-3 раза больше.
По мнению начальника УБНОН Виктора Воробьева, ежегодно в Пермскую область поступает около полутонны героина. Основная часть наркотиков идет из Афганистана. Нередко в роли наркоторговцев выступают сами афганцы. По подложным документам они прибывают с территории Таджикистана, выдавая себя за граждан этого государства. Помимо афганцев зельем торгуют вьетнамцы, китайцы, цыгане.
За весь прошлый год в Пермской области было изъято 246 килограммов наркотиков. Из них героина - около 30 килограммов. На Западном Урале выявлено 44 лаборатории по изготовлению героина из местного мака. Правда, все это лишь капля в море┘
Вряд ли способствуют усилению борьбы с преступностью постоянные вояжи пермских милиционеров в Чечню - для охраны общественного порядка. За последние два года в командировках на Северном Кавказе побывали свыше двух с половиной тысяч работников МВД Западного Урала. Областному и местным бюджетам эти совсем неувеселительные поездки обошлись в 80 млн. рублей. Но никакими деньгами не измерить людские потери. Только пермская милиция общественной безопасности потеряла за это время в Чечне более двухсот человек убитыми и ранеными.
Помимо трудностей, испытываемых стражами правопорядка, росту криминала способствуют и другие факторы. Западный Урал по-прежнему остается регионом с большим количеством исправительных учреждений и колоний. Особенно много сосредоточено их на севере области. Большая часть бывших зэков, выйдя на свободу, решает остаться в этих краях навсегда. А поскольку рабочих мест на всех не хватает, экс-заключенные очень часто возвращаются к старому промыслу. По статистике, каждое третье преступление в Пермской области совершается людьми, только что отмотавшими срок или вышедшими на свободу по амнистии.
В последнее время пермскую милицию сотрясло и несколько громких скандалов. Сначала областная прокуратура по итогам проведенных проверок обнаружила более 1800 преступлений, скрытых от учета. В начале года прокуратурой даже было возбуждено уголовное дело по факту фальсификации данных в Мотовилихинском РОВД Перми. Там были найдены липовые сведения о "раскрытии" 900 преступлений - главным образом краж и грабежей. В результате "раскрываемость" в этом отделе резко подскочила.
Вскоре после этого владелец пермского частного охранного предприятия "Альфа" Игорь Гринберг обвинил руководителей отдела лицензионно-разрешительных работ ГУВД области в коррупции и поборах. Начальнику областного ГУВД генералу Валентину Герцену пришлось провести проверку работы отдела. По ее итогам Валентин Федорович сообщил о том, что обвинения Гринберга подтверждения не получили. Впрочем, вряд ли в данном случае можно было ожидать каких-то иных результатов.
Кстати, самого Герцена, заступившего на должность главного пермского милиционера лишь несколько месяцев назад, "хорошим специалистом" назвал не кто иной, как "авторитетный" пермский бизнесмен Владимир Плотников. Владимир Иванович, до сих пор известный в определенных кругах под кличкой Плотник, получил широкую известность после совместной фотографии с президентом России. Снимок наделал столько шума, что расследованием обстоятельств его появления занялись в Кремле.
В пермской прессе сразу появились предположения о том, что теплые слова Плотникова о Герцене могут стоить последнему кресла начальника областной милиции. Генерал вынужден был публично отмежеваться от непрошеных комплиментов, заявив, что в свое время общался с Плотниковым исключительно в качестве следователя.
В любом случае все эти скандалы и скандальчики не добавляют пермской милиции авторитета и уважения в глазах земляков.
Пермь