В начале нынешнего года Новосибирский областной суд принял решение о том, что территориальные органы власти, глав которых назначает губернатор, должны быть ликвидированы. Взамен по решению суда в Новосибирской области должны появиться органы самоуправления, а их главы должны быть избраны населением. Губернатор Виктор Толоконский скептически высказывался по этому поводу. В частности, по его мнению, простое перераспределение управленческих функций между нынешними муниципальными образованиями может отрицательно сказаться на развитии области. Например, на обслуживании общих объектов ЖКХ и дорожно-транспортного комплекса.
Глава Новосибирской обладминистрации Виктор Толоконский вскоре выступил с идеей, которая, казалось бы, удовлетворит всех, - ныне избранным главам муниципальных органов власти образовать районные советы, которые коллегиально назначат руководителей и специалистов районных администраций. По утверждению губернатора, подобный шаг позволил бы, не нарушая федерального законодательства, избежать потерь в финансовой и хозяйственной управляемости сельских районов. Однако когда пришел черед областных законодателей внести изменения в местный закон об устройстве госвласти в субъекте, они предпочли своеобразный "саботаж" постановления суда и предписаний прокуратуры. Новосибирские областные депутаты считают, что в местной казне нет средств, чтобы проводить выборы во всех 454 муниципальных образованиях. Резоны законодателей вроде бы выглядят убедительно. В Новосибирской области насчитывается около 200 муниципальных образований с населением до тысячи человек. Есть и такие, где число жителей не превышает 500 человек. Например, по мнению председателя комитета по госстроительству Новосибирского облсовета Андрея Гудовского, в таких образованиях органы местного самоуправления физически ничего не смогут сделать, ведь у них нет никакой налогооблагаемой базы. Исходя из этого депутаты, не отказываясь от принятия изменений и дополнений в местный закон о госвласти, не торопятся назначать выборы глав муниципальных образований. Более того, внеся изменения в закон, считают депутаты, они выполнят решение суда.
Областная прокуратура считает, что такие шаги направлены на ущемление права граждан избирать и быть выбранными. По мнению главного прокурора Новосибирской области Владимира Токарева, прокуратуру "абсолютно не удовлетворит" исполнение решений суда на бумаге. По его мнению, только реальная дата выборов, утвержденная областным советом, может говорить о выполнении решения облсуда. В новосибирских политических кругах склонны рассматривать эту коллизию как намерение областных властей затянуть процесс реформирования властной вертикали до губернаторских выборов, которые должны пройти в 2003 году. Если выборы глав муниципальных образований состоятся до губернаторских выборов, исполнительная власть с этой точки зрения теряет управляемость. Потенциальные кандидаты на губернаторский пост уверены в том, что областной совет оказался втянутым в политическую игру, связанную с будущими выборами главы Новосибирской области.
Новосибирск