Следственный отдел управления Генпрокуратуры РФ по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе в ближайшее время передаст в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания материалы уголовного дела по обвинению членов чеченских бандформирований, задержанных по подозрению в совершении особо тяжкого преступления в апреле 1998 года. Как и большинство дел, переданных управлением Генпрокуратуры в суды краев, республик и областей Южного федерального округа, это преступление относится к числу громких дел.
16 апреля 1998 года в районе селения Хурикау Моздокского района Северной Осетии колонна автомашин, в которой в Моздок следовала комиссия Генштаба РФ, была расстреляна практически в упор не установленными в то время лицами. В результате нападения погибли генерал-майор Виктор Прокопенко, несколько старших офицеров и солдат. Генерал Николай Мухин и еще несколько военнослужащих получили ранения различной степени тяжести. Преступление, совершенное на территории, подконтрольной федеральным силам, практически в тыловой зоне, взбудоражило всю страну.
Уголовное дело было возбуждено по статье 205 (терроризм). "Первоначально установить лиц, совершивших это преступление, не удалось, - пояснил "НГ" руководитель следственного отдела управления Генпрокуратуры Михаил Лапотников. - Хотя был произведен большой объем работы. Нестабильность в регионе, связанная с событиями в Чечне, не позволяла проводить на должном уровне оперативно-следственные мероприятия даже на приграничных с ней территориях. Поэтому преступление долго оставалось нераскрытым".
В апреле этого года после получения информации по этому преступлению работниками Северо-Кавказского оперативного управления МВД РФ были запланированы оперативно-следственные мероприятия в отношении двух подозреваемых. "Долго мы пытались выйти на этих людей, выявить их анкетные данные, место жительства, - продолжает Лапотников. - Решили проводить все мероприятия планомерно и безошибочно, учитывая важность дела. В первых числах мая в результате грамотно проведенной операции на территории Ингушетии сотрудники Северо-Кавказского оперативного управления МВД РФ задержали двух преступников".
Позже было установлено, что 2 из 10 бандитов, участвовавших в нападении на колонну, были убиты в 2000 году. Задержанные же были активными членами незаконных бандформирований. Следователи, ссылаясь на тайну следствия, пока не могут сообщить подробности их задержания, равно как и то, под началом какого полевого командира они находились. Арестованные признались в содеянном. Добытые за короткий срок доказательства их виновности позволили следствию получить от обвиняемых полностью признательные показания, в полной мере изобличающие их сообщников.
Выяснилось, что группа боевиков прибыла на место преступления с широким спектром целей. Следователь Лапотников, цитируя показания одного из задержанных, сообщил, что боевики направлялись в Моздокский район для того, чтобы завладеть автомашиной в результате разбоя или похитить "богатого человека", а в случае появления автомашины с военнослужащими - совершить на них нападение. На дороге бандиты стояли очень долго. Они останавливали транспорт, высматривая то машину получше, то человека побогаче. Бандиты были одеты в форму спецподразделения МВД. Пятнистый камуфляж и маски придавали им уверенность в действиях. Участок дороги, где они расположились, находился в четырех километрах от блокпоста российских военных. Местность здесь гористая, трудно просматриваемая. На руку бандитам сыграло и то, что на дорогу резко опустился туман.
Военные, следовавшие на трех машинах, практически не видели друг друга. К тому же никто из них не мог предположить, что впереди засада. Бандиты, совершив преступление, спокойно скрылись. Два "уазика" и "ГАЗ-66" они расстреливали в упор из автоматов, пулеметов и гранатометов. Материальное вознаграждение бандиты за расстрел колонны не получили, но среди боевиков в Чечне их авторитет резко вырос.
Отвечая на вопросы "НГ", Михаил Лапотников заметил, что не остается без внимания вопрос и о возможной утечке информации о маршруте следования колонны. "Кроме того, на этом участке дороги было совершено очень много нападений и захватов заложников. Характер совершенных преступлений дает основания полагать, что они были совершены не без участия этой группы боевиков", - заключил Михаил Лапотников.
Владикавказ