- Сегодняшние события в Чечне - это продолжение Кавказской войны. Дело в том, что тогда Чечня не прошла определенный путь своего развития. Война началась в 20-х годах XIX столетия в Дагестане, который по своему общественному развитию опережал Чечню на порядок. Чечня же, вовлеченная в Кавказскую войну в 40-х годах, даже в системе Имамата чувствовала себя несколько не в своей тарелке. Ведь она тогда отвергала как русскую администрацию, так и верховенство Шамиля. Чеченцы по своему общественному развитию не были подготовлены к восприятию государственного механизма развития своего общества. И в XIX веке Чечня пыталась выйти из состава Имамата по тем же причинам, по которым не могла принять российскую администрацию.
То же самое произошло в республике в советское время. Тогда, как известно, власть и административное управление на территориях страны было одинаковым. Но в Чечне этому, естественно, сопротивлялись. Даже в те времена там были тейповые райкомы партии, тейповые колхозы. И вполне естественно, что после распада Советского Союза Чечня пыталась уйти из той страны, которая не понимала ее особенностей.
Сегодня главный вопрос заключается не в том, чтобы скорее завершить военную кампанию. Главная проблема - это организация власти в республике. Если Россия опять попытается навязать Чечне власть, которая будет подходить только Москве, продолжение конфликта неизбежно.
- Марк Максимович, каково, на ваш взгляд, участие сторонних сил в возобновлении военных действий в Чечне?
- Конечно, международный терроризм принимает участие в этом конфликте. Это реальность. Идет финансирование бандгрупп, снабжение их оружием. Но причины того, что происходит в Чечне, нужно искать во внутренней социальной структуре, а не вовне.
- Как вы думаете, воспримет ли чеченское общество Ахмата Кадырова в качестве президента?
- Я считаю, что это очень сложная проблема. Чечня не подготовлена к президентской форме правления. В доказательство приведу один исторический факт. Был в XIX веке в Чечне выдающийся Шуанид-мулла. Это наиб Шамиля. Он был знаменит тем, что совершал смелые, совершенно фантастические набеги в самые различные районы Северного Кавказа, в основном на русскую пограничную линию. За смелость, храбрость и преданность, которые он проявлял перед Шамилем, имам назначил его наибом всей Чечни. То есть, говоря на нашем языке, во главе чеченского общества. Это он сделал не каким-то указом, а на съезде наибов - это был верховный орган Имамата. Когда Шуанид-мулла приехал в Чечню в новом качестве, его убили. Чеченцы не могли ему простить, что он стал главным в Чечне.
- А Джохар Дудаев?
- Дудаева чеченцы приняли на основе идеологии. Но и он уже был "на исходе". Чеченцы сами бы его убрали. В республике уже в то время образовались девять чеченских отрядов. А знаете, почему именно 9? Потому что уже в XIX-XX веках у них было 9 тукхумов. Тукхумы - это объединения тейпов. Более того, эта традиция зафиксирована еще в XVI веке. Позже, во времена Масхадова, эти девять отрядов были тоже неподконтрольными.
- Может ли руководителем республики стать русский?
- Нет. Это невозможно. Там главенствует идеология русофобии. Чечня - это молодая исламская община. По большому счету чеченцы даже еще не разобрались в самом исламе. Для них ислам - это прежде всего противостояние России, а не религия. До 1783 года чеченцы считали себя "кристинами", то есть христианами. И когда Потемкин совершил две карательные экспедиции, в 1782 и 1783 годах, они отказались от христианства. В это же время у них появился шейх Мансур. Безграмотный пастух возглавил борьбу чеченцев против России. С этого времени в Чечне русофобия существует как идеология. Для Чечни нужно предусмотреть не прямое, а опосредованное управление обществом. И, стало быть, русского там быть не должно. Даже пребывание Станислава Ильясова на посту руководителя правительства - это ошибка.
Владикавказ