Похоже, один из символов Перми - Спасо-Преображенский кафедральный собор - может в ближайшее время стать "яблоком раздора" между Пермской православной епархией и областным департаментом культуры. Эта церковь была построена в XIX веке по тому же проекту, что и храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. До 1917 г. в ней находилось управление Пермской и Соликамской епархией. Потом в храме расположились экспозиции Пермской художественной галереи - в том числе и знаменитая коллекция деревянной скульптуры.
А вот епархиальному кладбищу, располагавшемуся за оградой Спасо-Преображенского собора, повезло меньше. До революции там хоронили наиболее видных горожан - в том числе пермских губернаторов. Новая советская власть не нашла ничего лучше, как разместить на месте главного городского кладбища┘ зоопарк. Все захоронения были уничтожены, а вместо них появились клетки со зверями и птицами.
Когда несколько лет назад в зоопарке случился сильный пожар, многие усмотрели в этом божью кару за сотворенное кощунство над прахом мертвых. Да и городские власти всерьез начали обсуждать возможность переноса клеток со зверьем в другое место. После долгих поисков новая площадка для зоопарка была наконец найдена в одном из пермских парков. Предполагается, что звери и птицы могут переехать на нее уже до конца нынешнего года.
Сложнее обстоят дела с самим Спасо-Преображенским собором. Иерархи пермской православной церкви впервые активно выступили за его возвращение епархии несколько лет назад. Власти тогда заявили, что выселять галерею некуда, и на некоторое время тема утратила актуальность. Однако после вступления в должность недавно назначенного епископа Пермского и Соликамского Иринарха стало понятно, что новый владыка намерен всерьез бороться за возвращение культового сооружения в лоно церкви.
Епископ Иринарх приехал из Москвы в Пермь на новое место службы в конце апреля, перед самой Пасхой. А уже 13 мая на первой встрече иерарха с местным губернатором Юрием Трутневым обсуждались задачи, решение которых владыка Иринарх считает для себя особенно важным в настоящий момент. Это, как выяснилось, завершение реставрации жемчужины уральского православия - Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря и возвращение Церкви Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Что касается первой задачи, то здесь вряд ли кто-то станет чинить новому епископу препятствия. Скорее наоборот, местные власти, политический и экономический бомонд Западного Урала окажут ему всю посильную помощь в завершении белогорского долгостроя. А вот с выселением из собора художественной галереи все обстоит не так просто. Главным образом потому, что власти до сих пор не могут найти подходящего здания, в которое знаменитые галерейные коллекции могли бы безболезненно переехать.
Первой на намерения нового пермского епископа отреагировала начальник областного департамента искусства и культуры Вера Белоусова. "Пока не будет найдено достойное помещение для коллекций Пермской художественной галереи, здание Спасо-Преображенского собора не будет передано церкви", - заявила она. По словам Веры Викторовны, найти такое помещение крайне сложно.
Специальная комиссия департамента и руководство галереи уже осмотрели несколько вариантов помещений, но ни одно из них не отвечало требованиям музейщиков. Дело в том, что здание должно иметь галерейную планировку, помещения для размещения художественных запасников и фондов, а также сохранять необходимый для экспонатов температурный режим. В противном случае уникальные пермские коллекции (включая собрание деревянной скульптуры) неминуемо погибнут.
Пермь