Врачи в больницах Махачкалы до сих пор не прекращают бороться за жизни пострадавших в результате чудовищного теракта 9 мая в Каспийске. А "воины" ваххабизма в подполье, похоже, готовят в республике новые диверсии. МВД и ФСБ продолжают охоту за их организаторами.
Детскую республиканскую больницу в Махачкале я посетил по приглашению первого замминистра здравоохранения Дагестана Джамалутдина Гасаева. Он поблагодарил "НГ" за доставленные медицинские препараты, изготовленные из донорской крови калининградцев. Уже две недели врачи бессонные ночи проводят в операционных, устав в том числе и от многочисленных медицинских чиновников из Москвы, желающих засветиться перед телекамерами.
Главный врач больницы Сиражутдин Махачев с 9 мая не покидает своего рабочего места. В возглавляемой им республиканской детской больнице находится 21 ребенок. Самой младшей - Лолите Газимагомедовой - 5 лет. После шока она уже пришла в себя, ее жизнь вне опасности. Врачи вытащили из тела ребенка 7 осколков.
Больше всего меня потрясла встреча с 11-летним Мурадом Манаковым и его мамой Джариад. Последний раз я их видел 16 ноября 1996 года, сразу после взрыва жилого дома в Каспийске. Мураду было 5 лет, и он вместе с мамой чудом остался жив в ту зловещую ночь. Мальчик проснулся от кошмара на уцелевшей левой половине дома на 9-м этаже. На похоронах погибших казалось, что это больше не должно повториться и наши политики должны сделать выводы из каспийской трагедии. Сам Виктор Черномырдин, прилетевший в Каспийск, обещал Джариад и другим оставшимся в живых найти организаторов и исполнителей теракта. Но убийцы так и не были найдены.
Заведующий отделением экстренной хирургии Саудин Магомедов пояснил, что у Мурада ранение средней тяжести, но остается крайне тяжелым психическое состояние.
В это время в Каспийске при досмотре автомобиля "ВАЗ-2107" в салоне было обнаружено и изъято самодельное взрывное устройство с большим поражающим действием. По степени своего поражения оно было в два раза мощней, чем сработавшее 9 мая. Старший оперуполномоченный уголовного розыска майор Магомед Алиев сообщил, что задержан житель Каспийска Хамит Гунашев, готовивший теракт. Сейчас террорист находится под следствием. Сотрудники ФСБ выясняют, где он взял взрывное устройство и кто заказал новый теракт.
Между тем на месте трагедии по-прежнему лежат тысячи цветов. Здесь я встретил морских пехотинцев - заместителя командира отдельного разведывательного батальона капитана Владимира Барановского и своего земляка из Калининграда старшего прапорщика Николая Кирпиченко. Парни прошли две чеченские кампании. "Жаль, - говорят они, - что нам тогда, в 1999 году, в Карамахи и Чабанмахи не дали добить этих негодяев..."
Затем корреспондент "НГ" отправился в Буйнакск, где месяц назад было совершено покушение на главу администрации города Абакара Акаева. Сам Акаев родом из Карамахи. После превращения его родного села, а также соседнего Чабанмахи в "гнездо Хаттаба" он не рискует лишний раз появляться там даже спустя 3 года после их освобождения. Здесь не так спокойно, как это представляют некоторые дагестанские политики.
В Карамахи заместитель начальника поселкового отдела милиции капитан Джалавов пояснил, что штаб его подразделения усилен до 70 человек. Еще 60 сотрудников Буйнакского РУВД круглосуточно несут службу в селении Чабанмахи.
В Карамахи действительно живет немало ваххабитов, но они сейчас якобы "перевоспитались". Однако, по сведениям поселковой милиции, случается, что по ночам в Карамахи подкладывают фугасы местным жителям, сочувствующим властям. Например, была совершена попытка уничтожить муллу Зайкдина Дайзиева, который ненавидит ваххабизм и своего ваххабитского "коллегу" муллу Магомеда Ибакова. Недавно Ибаков вернулся из мест заключения. Корреспонденту "НГ" удалось поговорить с ним. Конечно, он не стал говорить, кто подложил фугас Дайзиеву. Ибаков заявил лишь, что судили его незаконно, а ваххабитскую мечеть разрушили зря - люди могли бы в ней молиться. Не стал он отвечать и на вопрос, кто приходит по ночам в полуразрушенный дом его односельчанки - жены Хаттаба.
Вместе с заместителем начальника поселкового отдела милиции Карамахи Асланом Алибековым мы проверили дом, куда к своей супруге наведывался Хаттаб. Он оказался закрыт на замок. Однако по всему видно, что кто-то сюда приходит. Кто сейчас живет в этом доме, установить не удалось. Мы обратились в поселковую администрацию, но найти представителей власти нам не удалось. Удивило, что на здании администрации отсутствуют российский и дагестанский флаги. Аналогичная ситуация в Чабанмахи. Не совсем понятно, чья власть царит в предгорной зоне Буйнакского района.
Дагестан