В процессе по делу о покушении на кемеровского губернатора Амана Тулеева вновь объявлен большой перерыв. Судья Новосибирского облсуда Михаил Потапов взял его для того, чтобы познакомиться с 18 ходатайствами адвоката Сергея Севрука, который представляет интересы Виктора Тихонова. Среди них - затребовать ряд дополнительных сведений, исключить из дела доказательства, которые были, по мнению защиты, добыты с нарушениями закона, а также провести повторную психолого-психиатрическую экспертизу двух главных свидетелей обвинения - представителей новосибирских криминальных кругов Владимира Харченко и Сергея Никанорова. По версии следствия, именно им поступил заказ на Амана Тулеева от Виктора Тихонова. Ходатайство о психолого-психиатрической экспертизе необходимо, по мнению адвоката, для того чтобы решить: можно ли доверять показаниям Харченко и Никанорова?
Защита Виктора Тихонова давно уже предпринимает попытки опровергнуть чуть ли не каждый шаг следствия. По ходатайствам адвоката Сергея Севрука допрошены свидетели, которые, казалось бы, не имеют ни малейшего значения для обвинения. Например, начальник ГУВД Кемеровской области генерал-лейтенант Анатолий Виноградов. Его допрос, по сути, свелся лишь к выяснению обстоятельств, при которых он получил сообщение о готовящемся покушении на губернатора. Генерал Виноградов подтвердил, что к нему обращался сын Тулеева Дмитрий. После этого, по словам Анатолия Виноградова, он предпринял дополнительные меры охраны кузбасского губернатора, а информацию передал в Западно-Сибирский РУБОП. Допрошен личный водитель Тихонова-старшего Виктор Аленин, который сообщил, что видел Виктора Тихонова только один раз, когда подвозил его в аэропорт "Внуково".
Симптоматичны настоятельные попытки защиты вызвать в качестве свидетеля в суд главного "пострадавшего" Амана Тулеева. Уже после того как ряд кемеровских чиновников были подробнейшим образом допрошены в Новосибирском областном суде, Аман Тулеев прислал в суд письмо, в котором просил освободить его от необходимости давать показания, а также сообщил, что "не имеет имущественных и моральных претензий" к Виктору Тихонову. В ходе одной из встреч с автором этих строк кемеровский губернатор Аман Тулеев подчеркивал, что Виктор и Александр Тихоновы - лишь разменные монеты в этой истории.
Кроме этого Сергей Севрук настоял на вызове свидетелей с птицеводческой фабрики, а также одного из столичных предпринимателей, который занимается зерноторговлей. По мнению защиты, в телефонных переговорах Виктора и Александра Тихоновых, которые записывались сотрудниками УФСБ по Новосибирской области, речь шла о реальных поставках зерна. По мнению следствия, братья прибегали к эзопову языку, называя покушение "поставками зерна".
В ходе судебных заседаний были исследованы многие вещественные доказательства. В частности, устройство для прослушивания телефонных переговоров, купленное Виктором Харченко в ходе подготовки покушения. Эксперт, приглашенный в суд, подтвердил, что "прослушка" уже использовалась, а в свободной продаже таких устройств нет. Кроме этого Сергей Севрук предлагал Харченко примерить гримировочные материалы - парик, усы и бороду, которые последний также покупал для подготовки преступления. Защита предполагает, что грим непрофессионален и не мог использоваться для подготовки реального покушения. Подсудимый Виктор Тихонов вообще предположил, что парики и усы были выданы Харченко "контрразведкой" в Москве.
Заслуживает внимание еще один ход защиты Виктора Тихонова. Адвокат Сергей Севрук заявил ходатайство о приобщении к материалам дела авиабилета Александра Тихонова, согласно которому олимпийский чемпион 19 февраля 2000 года улетел в Ханты-Мансийск и не мог встретиться с младшим братом, который, по версии следствия, прилетел в этот день в Москву, чтобы доложить Александру, как идет подготовка к покушению. Кроме этого защита предоставила справку сотовой компании, что в этот день сотовый телефон Александра Тихонова обслуживался ханты-мансийским оператором. Однако следствие настаивает на том, что 19 февраля 2000 года Александр Тихонов встретился с братом в Москве. Это противоречие, касающееся времени событий, не единственное. Например, Сергей Севрук обратил внимание суда на то обстоятельство, что предполагаемый участник покушения Сергей Никаноров написал признательные показания 29 марта 2000 года, а санкция Новосибирского облсуда на право следственных действий датирована днем раньше. Основываясь на временных нестыковках, Севрук в суде сделал заявление, что дело Тихонова сфабриковано.
По мнению многих наблюдателей, чуть ли не впервые в практике Новосибирского облсуда качество защиты соответствует качеству следствия и постоянно демонстрирует суперактивность. Она прибегает не только к процессуальным возможностям, чтобы поставить под сомнение результаты расследования, но и сама занимается расследованием. От заявления 18 ходатайств защита перешла к "активному наступлению" на обвинение.
Между тем Александр Тихонов по-прежнему находится за границей. Михаил Живило, которого следствие расценивает в качестве основного заказчика покушения на Амана Тулеева, также скрывается за рубежом.
Новосибирск