7 мая от кровоизлияния в мозг скончался вице-губернатор Петербурга Валерий Малышев. Но, по информации агентства "Росбалт", даже эта причина не явилась основанием для прекращения уголовного дела. А за две недели до этого Северо-Западная окружная прокуратура возбудила уголовное дело против еще одного вице-губернатора - Виктора Кротова. Что дает основание оценить работу прокуроров как "крестовый поход". В смысле отмеченный могильными крестами.
Покойный Малышев вначале обвинялся во взяточничестве, затем обвинение было переквалифицировано на уклонение от налогов. Однако большинство наблюдателей считали, что даже такое обвинение (а речь в нем шла о нескольких тысячах долларов, якобы укрытых от государства) в суде неизбежно бы рухнуло. Как ни цинично это звучит, но вице-губернатор своей смертью позволил следователям сохранить лицо. Впрочем, у них еще остается целых три вполне здоровых "клиента": вышеупомянутый Кротов, а также его коллеги Александр Потехин и Анатолий Каган. Первого обвиняют в злоупотреблении служебным положением, второго - в незаконной предпринимательской деятельности, а третий заподозрен в халатности. Работникам Северо-Западной прокуратуры пора выдвигаться на звание лауреатов "диктатуры законы". Но что-то мешает предаваться победным реляциям.
И прежде всего тот факт, что прокуратура сосредоточилась именно на Петербурге. Никто, понятное дело, не считает руководителей Северной столицы идеальными. Однако в других регионах нашей страны есть фигуры куда более привлекательные с точки зрения правоохранительных органов. В прессе немало сообщалось, что, к примеру, свердловский губернатор Эдуард Россель фактически отдал свой регион на откуп печально известной ОПС "Уралмаш", иркутский и ростовский воеводы громят своих политических противников с помощью тех же правоохранительных органов, а в Республике Марий Эл еще совсем недавно существовал режим, который возглавляли президент с десятью уголовными делами за плечами, а также глава правительства с двумя судимостями. Да и в Северо-Западном округе, судя по газетными публикациям, существуют весьма серьезные проблемы с законом у руководства Мурманской, Архангельской областей. И до сего времени публичные журналистские обвинения чиновников этих регионов в рэкете, хищении в особо крупных размерах и даже заказных убийствах никем не были опровергнуты.
Зато ситуация с уголовными делами в отношении питерских вице-губернаторов становится все неопределеннее. Обвинение в халатности можно при желании очень легко предъявить любому чиновнику, но очень трудно доказать в суде. Следствие по делу Потехина если не разваливается, то откровенно буксует. Что же касается претензий к Виктору Кротову, то при ближайшем рассмотрении они оказываются не столь серьезными. Конкретно он обвиняется в том, что как вице-губернатор по финансам способствовал незаконному выделению кредитов своей сожительнице Елене Шевчук. Однако кредиты бизнесвумен предоставляли коммерческие банки, и как следователи будут "привязывать" к ним госслужащего Кротова, тоже не совсем понятно. Тем не менее по Петербургу циркулируют упорные слухи, что вскоре под следствие попадет еще один вице-губернатор. Ранее подобные слухи регулярно сбывались. Трудно отделаться от впечатления, что мы наблюдаем целенаправленную кампанию по дискредитации руководства второй российской столицы. Однако не совсем ясно, кому это в данный момент так уж необходимо.
Первое, что приходит на ум, - желание Кремля вынудить к уходу губернатора Владимира Яковлева, который был якобы избран на этот пост вопреки воле Москвы и вроде бы даже самого президента. Но в таком случае непонятно, зачем тем же кремлевским чиновникам менять коней на переправе, устраивать новую ожесточенную предвыборную кампанию и превращать родной город президента во всероссийское пугало. В любое другое время это можно было как-то объяснить, но накануне 300-летия одного из красивейших городов мира, подаваемого как событие международного значения, такая кампания выглядит совершенно нелогичной. Есть мнение, что питерская "зачистка" организована руководством самой Генеральной прокуратуры. Дескать, первую столицу почистили, пора браться и за вторую. Однако прошлогодние громкие дела возбуждались в отношении исключительно федеральных чиновников и логичнее было бы предположить, что следующими фигурантами станут собственно представители московской элиты. К тому же Генпрокуратура известна своей лояльностью к президенту и вряд ли решилась бы на самостоятельные действия, тем более на его родине. Существует версия, что серию уголовных дел организовали питерские противники Яковлева, чтобы подготовить почву для рывка во власть. Но есть большие сомнения, что у них хватит на это финансовых и административных возможностей.
Исходя из вышеизложенного остается последняя версия - политическая. Ни для кого в Петербурге и за его пределами не секрет, что отношения между полпредом Виктором Черкесовым и Владимиром Яковлевым не сложились с самого начала. Как говорят, губернатор в отличие от коллег по округу отказался "ложиться" под полпреда, а того не устраивает ситуация двух медведей в одной берлоге. Во всяком случае, местные средства массовой информации, ориентированные на объективных соперников, давно уже ведут ожесточенный обстрел конкурирующих лагерей. Косвенно сей факт подтверждают и регулярные заявления полпреда о том, что никакой войны он не ведет. Так, 17 мая наместник в очередной раз заявил агентству АБН, что воевать с губернатором он не может физически, поскольку его единственному пресс-секретарю противостоит пресс-служба губернатора числом свыше 20 человек. Упреждая неприятные вопросы по поводу материалов в агентстве "Росбалт" и газете "Час пик", полпред заметил, что своей супруге - руководителю этих СМИ - он приказывать не смеет, так как она является "специалистом в медиасфере". Надо признать, что в данном случае господин Черкесов сказал почти чистую правду. И если просмотреть публикации вышеупомянутых изданий, с плохо скрытым злорадством прогнозирующих на тему "кто следующий?", на ум сразу приходит известная пословица: "Муж и жена - одна сатана". Приказывать "специалисту в медиасфере", какого следующего вице-губернатора наградят уголовным делом, не нужно - специалист это и так знает. Так что, перефразируя вождя мирового пролетариата, можно назвать питерские события продолжением политики правоохранительными средствами┘
Санкт-Петербург