В мае 2002 года вдруг все дружно вспомнили, что исполнилось ровно 10 лет со дня старта самого амбициозного российского проекта по строительству высокоскоростных магистралей Санкт-Петербург-Москва и 5 лет - с начала возведения нового железнодорожного вокзала на Лиговском проспекте по соседству с Московским вокзалом.
Перспективы тогда рисовались сказочные. 4 часа - и ты в Москве (вместо 8 сегодняшних), то есть обе столицы должны были сблизиться настолько, что из одной в другую, как на трамвае, можно было бы ездить на работу. Кроме того, на огромной площади у Московского вокзала на месте домов дореволюционной постройки должен был вырасти великолепный комплекс, состоящий из 2 гостиниц, 6 офисных зданий, автопаркинга и собственно нового вокзала.
Указом предыдущего президента России было создано Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ). Акционерами грандиозного объекта выступили: государство, мэрия Москвы, администрация Санкт-Петербурга, правительство Ленинградской области.
Видя, насколько серьезно русские взялись за дело, прагматичная Англия выделила под это строительство кредит в 200 миллионов долларов.
В 1997 году произошло второе знаменательное событие. Вдоль Лиговского проспекта был огорожен мощным забором участок в 5 гектаров, примыкающий к Московскому вокзалу. И дело закипело. Перво-наперво снесли еще не ветхие 5-7-этажные здания дореволюционной постройки. Соответственно расселили жильцов, на что ушло 14 млн. долларов. Затем принялись за рытье котлована, который обошелся в 76 млн. долларов. Встало дело за забивкой свай. Посчитали, что наши рабочие не справятся, и наняли французов - еще 4,5 млн. долларов. Но французы с таким остервенением вгоняли в землю сваи, что соседние (тоже дореволюционные дома) затрещали по швам. Пришлось сменить подрядчика. За 2 млн. долларов работу французов доделали, а где и переделали строители "Ленпромстроя".
После бурного наступления на проект "зеленых", а главное, по причине случившегося в России экономического кризиса 98-го года, работы по всем объектам ВСМ замерли. В вырытой яме осталось на 1,5 млн. долларов невостребованной английской арматуры и, как уже отмечалось, заколоченные сваи.
По поводу такой бесхозяйственности вышли десятки постановлений правительства, но что толку с них, когда денег нет даже на то, чтобы зарыть эту яму.
В итоге в канун 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга мы получили в исторической части города, в самом его центре, 5 гектаров великолепного "свинороя" и долг в 200 млн. долларов, который именно в юбилейном году придется выплачивать из городской казны англичанам.
Как считает председатель счетной палаты РФ Сергей Степашин, "важно дать юридическую оценку тому проекту, потому что закопали-то денег много, а кроме замечательной ямы ничего взамен не получили".
- Безусловно, - продолжил Сергей Степашин, - мы будем принимать все меры, и прежде всего Контрольно-счетная палата РФ, чтобы те средства, которые были использованы неэффективно и не по целевому назначению, вернулись бы в государственную казну. Если этого не случится, то виновным в разбазаривании денег придется отвечать перед законом. В какой форме - это уже решат следственные органы.
По итогам проверки Генпрокуратура завела уголовное дело против РАО ВСМ, а на бюджет Петербурга все остальные акционеры сейчас усиленно хотят "повесить" кредит в 200 млн. долларов, ведь затея-то принадлежит городу.
Санкт-Петербург