В российской промышленности активно идет процесс консолидации активов. Не является исключением и лесопромышленный комплекс, где идут аналогичные процессы. Здесь наибольшую активность проявляют как ФПГ, для которых лесной бизнес не является основным, так и отраслевые группы, сформированные вокруг крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов. Среди первой категории заинтересантов выделяются "Альфа-групп", "Сибирский алюминий", среди второй - лесопромышленная корпорация "Илим Палп Энтерпрайз", группа компаний "Титан", Сыктывкарский ЛПК.
"Процессы консолидации, которые идут сейчас в лесной отрасли, - это нормально, - считает председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Александр Беляков, - но единственное, что я не приветствую, это нецивилизованные способы консолидации. У нас часто активы покупают только с одной целью - капитализировать и продать. Многих не интересует дальнейшая судьба этого бизнеса, поэтому возможны ситуации, когда, пользуясь лазейками в законодательстве, акционер, владеющий одной акцией, возбуждает судебный процесс и останавливает работу гигантского комбината". Депутат явно намекает на недавнюю ситуацию вокруг Братского ЛПК, который попал в сферу интересов ИПГ "Сибал", в планы которой входит приобретение инвестиционно привлекательных активов непрофильных отраслей, в том числе и лесоперерабатывающей.
Сейчас "Сибал" предпринимает очередную попытку приобрести целлюлозно-бумажное производство. На этот раз предмет интереса - контрольный пакет акций Селенгинского целлюлозно-картонного комбината (Бурятия) мощностью около 150 тыс. тонн целлюлозно-бумажной продукции в год. Потенциальные приобретатели предлагают коренную реконструкцию и модернизацию производства. Но, по словам менеджмента комбината, они намерены развиваться самостоятельно и не готовы поделиться контролем над комбинатом. По некоторым данным, "Сибал" претендует и на госпакет акций Байкальского ЦБК (мощность 228 тыс. тонн), который по инициативе местных властей может быть передан в управление частным акционерам. Однако и здесь "Сибал" может встретить сопротивление. Начальник управления департамента лесного комплекса Минпромнауки России Виктор Логинов уже выступил против продажи или передачи в управление активов комбината, мотивировав это тем, что проблемы с инвестициями Байкальского ЦБК уже решены. Всемирный банк готов дать кредит в 22,5 млн. долл. После модернизации БЦБК, по прикидкам чиновников, стоимость акций комбината может возрасти в несколько раз, и только тогда придет время для продажи госпакета.
Чем вызвана такая активность "непрофильных" инвесторов? Якобы отсутствием естественных центров консолидации внутри самой отрасли, которая сейчас как никогда нуждается в эффективном управлении разбросанными по всей России активами, выработке единой лесной политики, повышении конкурентоспособности на мировом рынке. Но это не совсем так. Ситуация в отрасли действительно сложная. За последние 10 лет в структуре основных фондов российской промышленности доля лесного комплекса сократилась с 5,1% до 3%, износ фондов в целом по отрасли составляет около 49%, а по отдельным предприятиям доходит до 70%. Реальные инвестиции в 1990-2001 гг. в основной капитал предприятий лесного комплекса снизились примерно в 5 раз. В рамках существующего расклада сил в целлюлозно-бумажной промышленности обозначились достаточно четко два основных направления консолидации: так называемый национальный путь и интеграционный - вливание российских активов в международные лесные холдинги. Яркими примерами тут являются Сыктывкарский ЛПК, вошедший в международную корпорацию Anglo-American и ОАО "Светогорск", ставшее частью концерна International Paper.
"Наша доля на внешнем рынке будет неуклонно расти, и эти перспективы мы напрямую связываем с вхождением СЛПК в семью международной корпорации Anglo-American", - заявляют в руководстве Сыктывкарского комбината. С точки зрения предприятия это действительно очень удачный шаг, стратегическим продуктом которого сегодня является офисная бумага. С помощью иностранного стратегического инвестора Сыктывкарский ЛПК сможет улучшить свой бизнес - довести качество основного продукта до мирового уровня, а впоследствии, используя ту сеть продаж, которая уже существует Anglo-American в Европе, продвинуть свою продукцию на внешний рынок. Гендиректор СЛПК Магий считает, что интеграционные процессы для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России неминуемы. Сегодня, по его словам, в России порядка десяти крупных целлюлозно-бумажных предприятий, акции которых на протяжении долгого времени скупаются теми или иными западными компаниями.
Руководитель службы маркетинга Архангельского ЦБК, входящего в российскую группу компаний "Титан", Дмитрий Купоросов говорит, что к ним поступает много предложений об объединении и от иностранных компаний, и от российских, но предложения эти не конкретизированные ни по деньгам, ни по стратегии. Архангельский комбинат, один из крупнейших в отрасли, осуществляющий полный цикл от заготовки леса до его глубокой переработки, на рынке готовой продукции занимает свою прочную нишу. "Мы считаем, что структура собственности в настоящее время полностью соответствует интересам предприятия: контрольный пакет акций у иностранных финансовых инвесторов, а стратегический инвестор - российский. Мы пока не видим особой необходимости с кем-то объединяться", - подчеркнул Купоросов.
Бесспорно, вливаясь в международные корпорации, российские предприятия получают массу преимуществ. Но при этом они становятся частью глобального бизнеса и подчиняются уже интересам международных компаний, для которых в настоящее время выгодно развивать производство в России. Если же им в какой-то момент будет выгодно снизить здесь производство, они это сделают, несмотря на то что это может и не отвечать национальным интересам России.
Есть в отрасли и примеры консолидации по национальному признаку. "Илим Палп Энтерпрайз" (Санкт-Петербург) - крупнейшая российская компания, которая делает в лесопереработке весь законченный цикл - от заготовки леса до производства конечных продуктов потребления. Сейчас в корпорацию входят Котласский ЦБК, Братский ЛПК, Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат, Усть-Илимский ЛПК и около 50 лесозаготовительных предприятий. "Илим Палп" имеет уникальную диверсификацию активов по России, выраженную специализацию (производит 61% российской целлюлозы и 77% коробочного картона), по собственным запасам леса занимает первое место в Европе. Объективные показатели свидетельствуют, что компания доминирует на рынке. В качестве основной стратегии руководство корпорации заявляет рост капитализации и выход на международные рынки капитала. Надо сказать, что такая идеология совершенно отличается от большинства русских бизнесов, которые живут одним мерилом - прибыль.
Очевидно, что российской лесной отрасли необходимо консолидироваться, но консолидация эта должна идти путем оптимального сочетания национальных интересов и интересов отдельных бизнесов. Профессионалы лесного бизнеса сходятся во мнении, что в отрасли не должно быть никакого насильственного передела, процесс должен быть естественным и логичным. Они говорят, что им сейчас необходима консолидация другого рода - не столько объединение бизнесов, сколько объединение усилий для лоббирования интересов отрасли на государственном уровне. Здесь очень много проблем, начиная от незаконной порубки леса, сертификации лесов, решения арендных вопросов, таможенной политики и др.