Андреас Шлютер - главный архитектор прусского королевского двора, занимавший эту должность с конца XVII столетия, обратил внимание на большую коллекцию янтаря, хранившуюся в дворцовых кладовых. Ему пришла идея оформить солнечным камнем интерьер одной из комнат Фридриха I. Задуманное удалось осуществить лишь наполовину - архитектора отстранили от должности. В 1713 году умер Фридрих I и работы вовсе были прекращены. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался просто ненужным: все янтарные архитектурные детали вывезли в другое место и забыли про них.
О необычном кабинете прослышал Петр I, он решил заполучить его. О своем желании иметь янтарный кабинет русский император сообщил прусскому королю. Монарх в качестве дипломатического подарка передал Петру I янтарный кабинет и яхту "Либурника". Через два года русский император направил в Пруссию ответный подарок - 55 рослых красавцев-гренадеров и кубок собственной работы.
18 ящиков с янтарем погрузили в Берлине на восемь телег и отправили сначала в Кенигсберг, затем в Мемель, в Ригу и оттуда в Петербург. Однако янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна - не хватало многих деталей.
Императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - третьего Зимнего дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору Франческо Растрелли. Для восполнения недостающих янтарных деталей он использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму. В 1746 году кабинет собрали, он стал служить для официальных приемов. В 1755 году императрица приказала Франческо Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Кабинет бережно разобрали, уложили в ящики, и специальная команда людей перенесла эти ящики из Зимнего дворца в Царское Село на руках.
В 1763 году императрица Екатерина II распорядилась заменить расписные холсты янтарем. Работы, которые продолжались 4 года, были завершены к 1770 году. Было использовано 450 килограммов янтаря. В стенах установили картины из цветных камней, изображавшие пять природных чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждое мозаичное произведение обрамляла бронзовая рама с накладными виньетками по углам, украшенными цветами и ягодами из полудрагоценных камней. Все мозаики были исполнены в 1750-х годах во Флоренции в "Мастерской твердого камня" по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки и существовали в единственном экземпляре.
Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В начале войны с гитлеровцами музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в город Пушкин (ныне Царское Село), прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали Янтарную комнату и отправили в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Директор музея в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея. Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются.
- В 1977 году для экспозиции Музея янтаря в Калининграде ленинградские художники изготовили фрагменты Янтарной комнаты, - рассказывает секретарь научно-художественного совета по контролю за выполнением работ по воссозданию Янтарной комнаты Татьяна Жаркова. - Работа получила высокую оценку экспертов и позволила говорить о возможности второго рождения "восьмого чуда света". Совет Министров РСФСР в 1979 году принял постановление о воссоздании Янтарной комнаты. Работы начали с поисков всех изобразительных материалов Янтарной комнаты. Никаких авторских чертежей Янтарной комнаты как в первоначальном берлинском варианте, так и в последующих - петербургском и царскосельском - обнаружить не удалось. Вероятнее всего, их просто не существовало. Уникальный интерьер не был зафиксирован ни в рисунках, ни на картинах живописцев. Основным первоисточником, на который можно было опереться при воссоздании Янтарной комнаты, оставалась только фотография. В Эрмитаже, Русском музее, Институте археологии, Государственной инспекции по охране памятников, других хранилищах было выявлено 86 фотографий Янтарной комнаты, снятые в 1859-1942 годах. В их числе уникальный слайд 30-х годов - единственное сохранившееся цветное изображение пропавшего шедевра.
В 1981 году на базе научно-производственного НПО "Реставратор" была образована творческая мастерская по художественной обработке янтаря. Будущие реставраторы Янтарной комнаты осваивали старые приемы и способы обработки балтийского самоцвета, постигали забытые секреты.
Воссоздание флорентийских мозаик из натуральных камней на основе довоенных черно-белых фотографий казалось более чем проблематичным. Однако поисковые работы привели к счастливой находке. Удалось узнать, что во Флоренции сохранились живописные полотна, послужившие моделями для мозаичных картин Янтарной комнаты. Но возникла другая проблема - подбор огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др.
До войны в Янтарной комнате находился плафон работы венецианского мастера Франческо Фонтебассо - "Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви". Он погиб, а его воссоздание оказалось невозможным из-за отсутствия историко-иконографических материалов. Вместо утраченного полотна в Янтарной комнате поместили копию работы неизвестного западноевропейского художника "Свадьба Сатурна", находящейся в Эрмитаже. Удалось воссоздать также утраченный в годы войны наборный паркет из ценных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала, клена.
В 1999 году у частного лица в городе Бремене обнаружили похищенную гитлеровцами мозаику "Осязание и обоняние", которая ему досталась по наследству. В другой частной коллекции в Германии нашли комод, который также находился в Янтарной комнате. Сразу встал вопрос о возвращении произведений искусства на свое историческое место. Мозаику пришлось выкупать немецкому спонсору. Он раскошелился на 250 000 долларов. Комод приобрел журнал "Шпигель", заплатив за него 200 000 долларов. Фрагменты Янтарной комнаты специальным авиарейсом из Берлина доставили в Санкт-Петербург. Министр культуры Германии Михаэль Науман передал раритеты лично Владимиру Путину. В ответ Россия передала Германии свидетельство на право вывоза из Москвы 101 произведения графики из собрания бременского музея "Кунстхалле". Мозаика "Осязание и обоняние", возвращенная из Бремена, будет экспонироваться в Янтарной комнате рядом с копией, выполненной современными мастерами-камнерезами. По технике исполнения старая и новая мозаики практически ничем не отличаются.
На воссоздание Янтарной комнаты с 1979 по 1999 год федеральный бюджет выделил 7 млн. 754 тыс. долларов. На эти средства были выполнены работы примерно на 60 процентов. В 1999 году в Екатерининский дворец пришел немецкий спонсор - предприятие "Рургаз АГ". Фирма обязалась безвозмездно передать необходимые средства для окончания восстановительных работ. Посчитали, получилось 3 млн. 500 тыс. долларов. Создали научно-экспертный совет, в который вошли по 5 специалистов с российской и немецкой сторон. Совет собирается ежеквартально и принимает каждый этап работ.
- На сегодняшний день мы освоили уже 2 миллиона 100 тысяч долларов, - говорит Борис Подольский, заместитель директора музея по реставрации. - Денежные средства немцы выплачивают частями в точно установленные сроки. Лишь 150 граммов янтаря из одного килограмма сырья используется в качестве материала. Для воссоздания Янтарной комнаты понадобилось около 10 тонн янтаря. А стоит один килограмм янтаря сегодня на Калининградском янтарном комбинате в среднем 250 долларов. Сейчас штат янтарной мастерской увеличен и составляет 50 человек. Чтобы закончить работы к юбилею города, реставраторам приходится работать по одиннадцать часов в сутки, иногда без выходных. Мельчайшие янтарные детали размером в несколько сантиметров собираются неделями. Фамилии художников-реставраторов и год изготовления указываются прямо на янтарных панелях.
В дни празднования 300-летия со дня основания города на Неве - в мае 2003 года - президент РФ и канцлер Германии торжественно откроют Янтарную комнату. Шедевр, максимально приближенный к утраченному оригиналу, станет не только копией, но и новым художественным произведением декоративно-прикладного искусства.
Санкт-Петербург