Второй тур выборов президента Ингушетии принес победу генералу ФСБ, заместителю полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Мурату Зязикову. Предварительный подсчет голосов закончился в три часа ночи 29 апреля. По этим данным, Зязиков набрал 53,28%, а его соперник - депутат Госдумы Алихан Амирханов - 43,09%. Уже утром ожидалось выступление Зязикова в эфире ГТРК "Ингушетия", но диктор сообщил, что генерал болен и выступит позже. "Видимо, сказалось колоссальное напряжение, ведь борьба велась за каждый голос", - пояснили "НГ" в группе поддержки Зязикова.
Как и в первом туре, 28 апреля на всех 108 избирательных участках наблюдалась высокая активность избирателей. Общая явка избирателей на участки в день голосования составила 64%. Наиболее активно население голосовало в Магасе и Назрани. Так, в Магасе проголосовали 97% избирателей.
После того как в 20 часов участки закрылись, у двух из них все еще была очередь. Люди пришли голосовать прямо к моменту закрытия участковых комиссий. "Мы предупреждали местные власти, что ситуация на 75-м и 77-м избирательных участках Назрани может осложниться, - заявил заместитель председателя Центризбиркома РФ Валентин Власов. - Здесь и в первом туре случилось так, что многие избиратели не успели проголосовать. Мы предлагали разделить эти участковые избирательные комиссии. Но этого не произошло. И опять многие не проголосовали". В целом же, как пояснили в республиканском избиркоме, выборы прошли без существенных нарушений. Не было и письменных жалоб. Многие избиратели из-за болезни хотели проголосовать на дому. Однако территориальные избиркомы не уделили вопросу переносных урн должного внимания.
Вчера в 11 часов прошла итоговая пресс-конференция заместителя председателя ЦИК РФ Валентина Власова. А в 15 часов началось заседание республиканской избирательной комиссии, утвердившее итоги волеизъявления ингушского народа.
Руководитель предвыборного штаба Алихана Амирханова Хамзат Кодзоев предельно жестко комментировал итоги второго тура: "20 тыс. бюллетеней были заброшены в урны для голосования.
И этот произвол осуществлялся почти на всех без исключения участках. Мы выиграли выборы! А наши противники привозили людей на участки почти со всех регионов России. Лучше бы они нам назначили президента, а не мучили многострадальный ингушский народ! Как на это можно спокойно реагировать, когда депутатов Госдумы грубо выдворяли с участков? Власов говорит, что жалоб и обращений нет. Но это не так. Две тысячи человек написали письменные обращения о нарушениях. Есть соответствующие акты, но эти документы у них не принимали до сегодняшнего утра. И на сегодня же назначено и заседание избиркома республики, где будет утвержден новый президент". На вопрос "НГ" о дальнейших действиях штаба Амирханова Кодзоев заявил, что он будет добиваться справедливости. "Мы, конечно же, обратимся в судебные органы. Это же полный произвол. Даже в избирком мы не можем пройти, все оцеплено милицией. Ингушский народ достоин лучшего. Я считаю, что именно президент России Владимир Путин как гарант Конституции и основных прав и свобод граждан должен вмешаться в ситуацию".
Как бы то ни было, аналитики утверждают, что итоги второго тура выборов в Ингушетии усилят позиции Виктора Казанцева в северокавказских республиках. Ингушскую политическую схватку выиграл полпред.
Более того, похоже, что нового президента, проигравшего первый тур, можно было поздравлять с победой еще до голосования: поражение Амирханова сомнений не вызывало. Такой приговор ему вынес и Казанцев, и симпатизирующий силовикам Кремль. Аушев с Гуцериевыми потеряли все. Экс-президенту могут вспомнить и Чечню, и офшор с 20 млрд. руб. долга. Полным крахом, последствия которого еще впереди, закончилось время Аушева и его оппозиционной политики в отношении Кремля.
Противостоять федеральному Центру за кулисами, как это и было все время, не сможет и глава "Славнефти" Михаил Гуцериев, стоявший все годы правления Аушева за его спиной. Его называли фактическим хозяином Ингушетии. Михаила Саварбековича не без участия москвичей собираются "попросить" с занимаемой им должности уже в середине мая. Его старший брат Хамзат - еще недавно первый ингушский милиционер - больше месяца как безработный.
Неизвестному в республике, с непопулярной в Ингушетии профессией Зязикову теперь придется менять многое. Выборы показали, насколько крепка была отлаженная харизматичным и все еще самым популярным у электората экс-президентом управленческая система. Команде полпреда приходилось ломать все по-живому. Тут были снятие главного претендента Хамзата Гуцериева с должности министра внутренних дел с последующим аннулированием его регистрации и физическим разгромом штаба поддержки, взлом кабинета Аушева, судебные тяжбы в отношении Амирханова, тотальная слежка за соперниками, блокирование связи, препятствование свободному перемещению.
Не будем говорить, какой передел собственности предстоит перенести республике, где все принадлежит Гуцериеву и членам его команды. Интересным и во многом показательным в плане ведения национальной политики офицером спецслужб, привыкшим к дисциплине, станет расстановка кадров в республике, где место традиционных для Северного Кавказа этнофинансовых групп занимают тейпы. Безусловно, Мальсаговы, представители одной из самых многочисленных и влиятельных фамилий, чувствовавшие себя обделенными, воспрянут: и.о. президента РИ Ахмет Мальсагов с самого начала вошел в команду Казанцева и поддержал Зязикова. Премьерское кресло он скорее всего сохранит за собой.
Иначе поступил лидер единственной в республике религиозной секты "Батал-хаджи" Якуб Белхороев: он снял свою кандидатуру в пользу Амирханова. Всего несколько процентов населения, преимущественно молодежь, поддерживают автономно действующую организацию, но на криминальном поприще она весьма преуспела, разбогатела и нередко открыто демонстрирует свое превосходство над законом и устоями местного менталитета, пользуясь поддержкой местных властей и дружбой с первыми лицами. Похищение джипа известного сатирика Михаила Жванецкого относят на их счет.
Конечно же, тестом на зрелость политика для Зязикова станет восстановление нормальных отношений с Центром, решение последствий осетино-ингушского конфликта, проблемы Пригородного района, содействие в урегулировании ситуации в Чечне и решение внутриэкономических проблем. Однако первой и самой острой задачей окажется баталхаджинская проблема. Последователи этой секты сами приковали к себе особое внимание, расстреляв в ингушском селении Барсуки восемь человек. "Большие деньги вас не спасут", - заявили родственники убитых, потребовав выдачи убийц кровникам или правоохранительным органам. В чьих руках раньше окажутся преступники, теперь решать Зязикову.
Словом, маловероятно, что с новой властью Ингушетия станет более спокойной республикой: слишком сильно наследие Аушева-Гуцериева.
Ингушетия