"Федеральная власть реально стала ближе к регионам", - это сказал президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию. Но нет предела совершенству, и курс на дальнейшее сближение планируется продолжить.
Проблемам отношений разных уровней власти в стране и эффективности работы всех этих властей в Послании уделено значительное место. Говоря о развитии малого бизнеса, президент даже сделал уважительный жест в адрес региональных властей: "Ваша поддержка малому бизнесу сегодня абсолютно необходима. Решения федеральных властей по-настоящему заработают лишь при наличии реальных действий на территории России".
То есть инициатива с мест приветствуется. Но при этом забываться на местах не должны. Признавая конституционность и легитимность договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации и даже востребованность и необходимость их "в известный момент нашей истории", Путин тут же оговаривается: дескать, на практике эти договоры приводят к неравенству субъектов Федерации, да и вообще большинство договоров так и остались лишь на бумаге. И завершает эту мысль таким аргументом: "Недаром из 42 имевших такие договоры субъектов - 28 их уже расторгли".
Раз расторгли, значит, не нужны были - это логично. Правда, по этой логике получается так: раз ушли губернаторы из Совета Федерации, значит, и не очень хотелось им там заседать. И можно забыть о том, что их очень-очень убедительно попросили оттуда уйти. И что примерно по той же причине прошла в стране волна расторжения упомянутых договоров.
Тут, конечно, ключевая фраза - "в известный момент нашей истории". То был момент "горизонтали", момент суверенитетов и региональной самостоятельности. Теперь настал момент вертикали и строгой подчиненности. Но во всякой, даже самой вертикальной пирамиде власти (или лестнице - кому как нравится) есть горизонтальные ступеньки. И на каждой ступеньке своя жизнь и свои правила.
В Послании отмечено, что местное самоуправление слишком мало и неэффективно влияет на уровень жизни людей. Одной из причин этого президент считает низкое качество законодательной базы местного самоуправления и, в частности, "нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти". Приведет ли такое разграничение к неравенству между муниципалитетами в пределах одной области? Возможно, что и приведет. Президент об этом ничего не сказал. Но ясно дал понять, что такое разграничение должно быть, причем очень четкое. И не только на бумаге, а на практике.
Разграничивать полномочия между областной властью и муниципальной, оказывается, более важно, чем между той же областной властью и Центром. Ничего удивительного: ведь это Послание президента. Будь оно объединенным посланием губернаторов всех губерний, в нем, естественно, было бы записано, что разделение полномочий между губернатором и президентом - благо, а разделение полномочий между губернатором и муниципалитетом районного городка - блажь. Причем блажь вредная, мешающая дальнейшему повышению уровня жизни граждан.
Президент приводит действительно серьезный аргумент в пользу своего внимания к этой ступеньке властной лестницы: "Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом невозможно". И тут же добавляет замечательную фразу: "Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. И на этом уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны".
То, что на более высоких уровнях ресурс общественного контроля за властью стремится к нулю, это мы и сами понимаем. Но неужели беспокойство граждан страны ограничивается околицей родного поселка?