Еще до прихода кемеровской компании "Кокс" на ОАО АК "Тулачермет" в 1999 году в центре Тулы был застрелен бывший директор по маркетингу Марк Цейтлин. Он стоял у истоков приватизации крупнейшего в области металлургического завода и много знал о тайных пружинах и механизмах вывода активов, которые привели к состоянию, близкому к банкротству, некогда процветающее предприятие, флагмана советской металлургии, поэтому правоохранительные органы склоняются к версии, что нити преступления ведут в Москву, а возможно, и далеко за пределы России. По-видимому, кому-то очень хотелось, чтобы завод не смог выбраться из затяжного кризиса. Кризиса не экономического, а управленческого, который давал возможность буквально растаскивать уникальное предприятие. Сначала Марк Цейтлин стал участником этого процесса, а потом, возможно, и ненужным свидетелем.
Научно-производственное объединение "Тулачермет" без преувеличения можно назвать жемчужиной советской металлургии. Именно здесь родились и были освоены самые передовые технологии в отрасли: разработана и начала действовать первая в мире установка непрерывной разливки стали, освоена технология кислородного дутья и начато производство самого чистого в мире электролитического хрома и ванадиевых добавок. Помимо идей и технологий "Тулачермет" выпускал и высококачественный литейный и передельный чугун, который на закате горбачевских реформ стал основой его процветания.
В начале 90-х огромный спрос на чугун в два-три раза превышал его производство. Высокая рентабельность позволяла получать огромную прибыль, не занимаясь развитием основного производства.
Прежний генеральный директор "Тулачермета" Анатолий Пухов задумал провести перестройку на предприятии и создать вокруг него ряд непрофильных производств товаров народного потребления. На "Тулачермете" стали выпускать колбасу, хлеб, телевизоры и видеомагнитофоны, кроссовки и газовые плиты. Планировалось, что к 1993 году эти производства будут давать 40% всей продукции предприятия.
Размах инвестиций в непрофильные производства лучше всего могут проиллюстрировать такие цифры. При стоимости основных фондов 140 миллиардов рублей в производство товаров народного потребления было вложено 133 миллиарда рублей.
Все начало рушиться уже после 1993 года, когда на российский рынок хлынул дешевый китайский ширпотреб и кроссовки, телевизоры, газовые плиты, видеомагнитофоны, производимые на "Тулачермете", не выдержали конкуренции. По самым оптимистичным оценкам, прибыль от непрофильных производств металлургического предприятия составила всего┘ 10 миллионов за весь период ввода их в эксплуатацию.
Эксперимент с созданием двухэтажной экономики стоил Анатолию Пухову поста президента ОАО АК "Тулачермет" в 1994 году на внеочередном собрании акционеров. Однако это обстоятельство вряд ли могло быть главной и единственной причиной отставки. В основе интриги - борьба за контроль над финансовыми потоками предприятия.
На заводе говорят, что за уходом Анатолия Пухова стоял тогдашний главный инженер "Тулачермета" Марк Цейтлин. Впрочем, едва ли Цейтлин действовал по собственной инициативе. По-видимому, за ним стояли группы, зарабатывающие на толлинге и продаже тульского чугуна за рубеж, которым был не нужен сильный руководитель во главе предприятия. Игра того стоила. О масштабах заработков посредников может свидетельствовать хотя бы одна цифра. На перепродаже тонны тульского чугуна через нескольких посредников в 1992-1993 гг. предприятие теряло до 75 долл. Прибыль, которую приносил толлинг, подсчитать практически невозможно.
Почти до конца 90-х гг. на политику "Тулачермета" оказывали влияние компании "Trans-CIS Commodities Ltd" Сэма Кислина и "Trans World Group" братьев Черных, которые занимались толлингом.
Когда цены на мировом рынке чугуна стали падать, а затраты на его производство в России - расти, ситуация на "Тулачермете" стала близкой к критической. Ее усугубляли внутренние и внешние проблемы на предприятии, которые создавало слабое руководство завода. После ухода Анатолия Пухова количество фирм и фирмочек, живущих за счет основного производства, измерялось сотнями. Каждая из них принадлежала кому-нибудь из руководства предприятия. Различные ТОО и ООО зарабатывали буквально на всем: на закупках продуктов для заводской столовой, на ГСМ, на чугуне, оставшемся в ковшах. Иные просто существовали только для того, чтобы перегонять деньги с одного счета на другой, забирая свой процент. Не говоря уже о масштабах прямого воровства с предприятия. На хищении чугуна специализировались по крайней мере три хорошо организованные группировки, имеющие связи не только в охране предприятия, но и в цехах и администрации. Как вспоминает один из бывших сотрудников предприятия, чугун вывозили составами.
Между тем основное производство все более хирело. Им, по сути, никто не занимался, и оно грозило остановиться. Вся эта система грозила рухнуть и рухнула бы, если бы у завода не появился новый хозяин.
Первая попытка прихода кемеровской компании "Кокс" на "Тулачермет" была сделана в 1999 году, когда один из акционеров завода, банк "Российский кредит", поставил во главе предприятия молодого менеджера Евгения Зубицкого, работавшего до этого в Сибири, на Кемеровском коксохимическом комбинате.
За год своего директорства Евгений Зубицкий пытался сделать прозрачной финансовую схему управления предприятием, стал избавляться от трейдеров, чтобы напрямую торговать с потребителями чугуна на Западе. Похоже, эта попытка и стоила ему карьеры. Весть о том, что Евгений Зубицкий подал в отставку, прозвучала как гром среди ясного неба. На заводе считают, что его уход был спровоцирован теми, кого не устраивало то, что дела на "Тулачермете" начали налаживаться. После ухода Евгения Зубицкого ситуация на предприятии вновь стала ухудшаться, и это продолжалось бы и дальше, если бы не "Кокс", который сумел выкупить контрольный пакет "Тулачермета".
Команде менеджеров "Кокса", пришедшей на предприятие весной прошлого года, необходимо было срочно принимать меры по финансовому оздоровлению предприятия и инвестирования средств в основное производство, поскольку оборудование "Тулачермета" было настолько изношено, что не могло выдержать и пяти лет его интенсивного использования.
Пришлось прибегнуть и к жесткому режиму экономии и учету. Для этого новые менеджеры избавились от оставшихся еще непрофильных производств и части социальной сферы, передав ее на баланс городских властей.
До сих пор остается открытым вопрос об отпочковавшихся в свое время предприятиях "Тулачермета", работающих на его территории: ОАО "Ванадий" и ОАО "Полема". Будучи технологически связанными с заводом, они пользовались его ресурсами на весьма льготных условиях. Если при прежнем руководстве "Тулачермета" это было в порядке вещей, то с приходом на завод новых менеджеров, умеющих считать деньги, отношения стали ухудшаться.
Наладив бесперебойную поставку на предприятие кемеровского кокса, отличавшегося высоким качеством, менеджеры сумели сократить простои и довести выплавку чугуна до 230 тысяч тонн в месяц, что было немыслимо даже в советскую эпоху, а результат в 170-180 тысяч тонн считался очень хорошим.
За год предприятие сумело самостоятельно выйти на рынки Италии и Германии, Польши, Венгрии, Великобритании, чтобы торговать своей продукцией напрямую, минуя трейдеров. Тульский чугун теснит конкурентов даже на Украине.
У новотульцев впереди весьма амбициозные планы. Речь идет о возрождении завода как научно-производственной базы всей отрасли.
Однако на этом пути еще немало проблем. Одна из них возникла из-за Тульского управления Министерства по налогам и сборам, которое всячески пытается воспрепятствовать возврату налога на добавленную стоимость с экспортной продукции. Как традиционный экспортер "Тулачермет" имеет право получить эти средства в течение месяца. На сегодняшний день 4-5-месячная задолженность государства по возврату НДС достигла уже 200 миллионов рублей. По сути - это беспроцентный кредит, данный предприятием родному государству. Между тем для самого "Тулачермета" он обходится слишком дорого, потому что эти средства завод вынужден восполнять кредитами банков. Заместитель генерального директора Михаил Манаенков недоумевает: "Получается, что сама процедура возмещения НДС, равно как и деятельность соответствующих государственных органов, буквально толкает честных налогоплательщиков на то, чтобы уподобиться некоторым конкурентам, в частности КМЗ, имеющим значительные задолженности в бюджеты всех уровней и работающим по давальческой схеме производства".
Конечно, на "Тулачермете" на это идти не собираются, потому что вопреки расхожим слухам и домыслам, которые то и дело подогреваются явно ангажированными "доброжелателями", действующая команда пришла на предприятие всерьез и надолго.
Тула