В вопросах строительства в престижных исторических районах Ярославля до сих пор сохраняются феодальные порядки. Администрация города во главе с мэром Виктором Волончунасом отдает самые выгодные земельные участки близким фирмам и частным лицам, которые зарабатывают на строительстве 200 и более процентов прибыли. Круг этих застройщиков очень узок. Фактически они являются монополистами. Доступ других компаний в центр Ярославля практически невозможен.
Площадь Труда - одно из центральных мест отдыха ярославцев, на которой находятся цирк, несколько торговых центров и единственный в городе приличный стадион "Шинник". В дни матчей, концертов или цирковых представлений здесь собирались десятки машин, в будни площадь была местом отдыха и гуляний сотен ярославцев. По единоличному решению мэрии площадь отдана ЗАО "Автостоянка XXI век" Игоря Жарова для строительства первой в городе подземной автостоянки. Этот бизнесмен - один из трех учредителей этой фирмы, а также глава и хозяин ООО "Риелторская строительная компания "Единство", которая является одним из немногих "избранных" застройщиков центра Ярославля. Игорю Жарову дают самые лучшие земельные участки, оказывают всяческую помощь и протекцию.
Ярославцы, проснувшись утром, были изрядно удивлены тем, что по периметру пл. Труда вдруг вырос бетонный забор. Мэрия не потрудилась им ничего объяснить, ни спросить согласования на свое решение, как того требует Градостроительный кодекс РФ. Народный протест не ограничился письмами губернатору и прокурору, митингами и раскрашиванием забора. За граждан вступились главный архитектор области Андрей Лукашев, лидер фракции СПС в областной Думе Олег Виноградов и деятели культуры. Мэрия всячески защищала Игоря Жарова от нападок прессы и оппонентов, хотя разрешение на установку забора не давала.
Городская администрация без обязательной градостроительной экспертизы решила, что под одной из главных площадей Ярославля должна быть подземная автостоянка на 300 машин. Ее вентиляционные трубы будут выходить на площадь, возвышаясь на 14-метровую высоту. Несколько соседних улиц планируется закрыть для парковки машин. Но автобусы, которые привозят людей на массовые мероприятия, под землю не спрячешь. Поэтому не исключено, что площадь все равно будет заставлена автомобилями. Такой протекционизм мэрия оказала бизнесмену Игорю Жарову.
Городские власти с опозданием, но все же начали убеждать население, что подземная автостоянка на площади решит транспортную проблему. Получается, что водители должны будут либо ставить машины на стоянке Игоря Жарова, либо парковать их на солидном расстоянии. "Я, как автолюбитель, как гражданин, не уверен, что в случае существования подземной автостоянки воспользуюсь ее услугами. Я должен иметь право выбора - не имеют права навязывать мне именно эту стоянку. Если меня заставят каким-либо образом искать место для парковки машин, то я буду вынужден защищаться", - заявил корреспонденту "НГ" главный архитектор области Александр Лукашев.
Стоимость строительства подземной автостоянки, по словам самого Игоря Жарова, составляет около 2 млн. долларов. Окупить вложения он хочет за 2-3 года. При этом он намерен брать за парковку машин не больше, чем существующие наземные стоянки - около 30 рублей. Даже грубые подсчеты говорят о том, что для возврата вложенных миллионов бизнесмену потребуется около 15 лет.
Это заставляет многих сомневаться в искренности застройщика - или плата за парковку в подземной автостоянке будет намного больше, или места в ней будут сдаваться в долгосрочную аренду и станут фактически гаражами для богатых ярославцев. Отсюда возникает и главный вопрос, на который мэрия не смогла ответить: почему надо строить подземную автостоянку именно на площади Труда?
"Если этим вопросом заниматься серьезно, то, наверное, можно найти много вариантов решения. Авторы не видят других мест и поэтому решили впихнуть автостоянку в центр площади. Люди воспринимают это строительство как неуважение к себе и своей собственной истории", - заявила защитница исторического центра города, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктория Горшкова.
Губернатор области Анатолий Лисицын также не оказался в стороне от конфликта мэрии с населением. Он усомнился в финансовой состоятельности фирм Игоря Жарова и попросил проверить их┘ ФСБ и налоговую полицию. Сам глава фирм РСК "Единство" и "Автостоянка XXI век" прокомментировал это заявление так: "Инициатива губернатора вызвана нашими конкурентами. Это конкретный заказ - убрать нас с площади Труда и поставить туда ту или иную организацию. Что значит проверить финансовую состоятельность? Как это можно сделать? Кто может залезть в мои карманы? Только я сам".
Но Игорю Жарову, за которого мэрия Ярославля встала горой, удалось сохранить право на застройку площади. Губернатор спустя некоторое время сообщил, что действительно собственных средств у бизнесмена нет, а на строительство он хочет получить банковские кредиты. Это развеяло сомнения первого лица области. Главный архитектор Андрей Лукашев хотел бы выступить в суде с обоснованием незаконности строительства подземной автостоянки на пл. Труда, но никто пока такой иск не подал. Последняя инстанция - Министерство культуры РФ - согласовала проект, и сегодня на площади, которая была огорожена несколько месяцев назад, начали копать котлован.
Никому не удалось изменить твердую политику мэрии по произвольному предоставлению земельных участков в Ярославле. Ведь Игорю Жарову площадь Труда досталась только по его желанию. Как он сказал сам, других претендентов на строительство здесь не было. В городе не исключают, что такое право чиновники ему предоставили не безвозмездно. Но, как говорится, не пойман - не вор.
"Сегодня мэр Ярославля может самостоятельно решать - кому выдавать земельные участки. Его ничто не ограничивает, нет никакой личной ответственности. Мэр пользуется своей безнаказанностью. Мы хотим на уровне муниципалитета установить порядок, согласно которому земля в центре города выделялась бы инвесторам только по конкурсу. Ведь это лакомые куски, на них всегда есть много желающих, поэтому нужен конкурс", - заявил корреспонденту "НГ" лидер фракции СПС в областной Думе Олег Виноградов.
Но администрация города во главе с Виктором Волончунасом против того, чтобы их свободу ограничили депутаты муниципалитета. Заместитель мэра Ярославля по строительству Владимир Смирнов приводит негативные примеры конкурсов - отдали площадку, инвестор ничего не строит, а в центре города стоит пустырь. Депутат Олег Виноградов считает это отговорками: "Это очень хорошая отмазка, чтобы раздавать земельные участки своим да нашим. Все уже знают, что простому человеку землю в центре Ярославля никто не даст. Это стоит огромных денег. Но конкурсы на земельные участки упорно не хотят проводить. Говорят, что больше нет желающих - а вы кому-то предлагали? Открытость процедуры выделения земли под строительство, напротив, пресекает всякую коррупцию и беспредел".
Ярославль