В Финляндии всегда было хорошо с экологией, и сегодня тоже все по большому счету в порядке. Если вас в Хельсинки обрызгает машина, после просушки штанов и пальто грязевых пятен не останется и в помине. Прекрасная экологическая обстановка объясняется тем, что все передовые технологии очистки и производства нефтепродуктов Финляндия оперативно осваивает и внедряет. Стране легко угнаться за нормами, которые устанавливает для бензина и других видов топлива Европейский союз.
И на уровне правительства, и в республиканском парламенте "зеленая" финская волна давно поднялась на нормальную пятибалльную высоту. На последних выборах в одном из хельсинкских округов победила переводчица с русского Анни Синнемяки - теперь она входит в многочисленную "Зеленую парламентскую группу". Успех "зеленых", по словам Анни, объясняется парадоксально: экология перестала восприниматься финнами как срочная проблема, "зеленые" больше не борцы с правительством, а часть команды, которая планирует государственное и экономическое развитие.
Финляндия даже географически считается Восточной Европой, хотя и входит в сообщество Скандинавских стран. Возможно, поэтому уже многие десятилетия финны испытывают повышенный интерес к России, несмотря на некоторые исторические казусы. Экономическое сотрудничество Финляндии с Советским Союзом развивалось столь бурно и заметно, что некоторые финские товары перешли у нас в разряд живых легенд. До сих пор россияне с особой любовью вспоминают "Фазер" и финскую мебель. И что особенно важно - не только вспоминают, но и активно потребляют объекты давнего пристрастия. Торговый оборот между Россией и Финляндией только за прошлый год вырос на 1,5 млрд. долл.
Экономическое сотрудничество выражается и в том, что финны - в силу сложившейся привычки - активно интересуются проблемами российской экологии. Не остается в долгу и Россия. Пожалуй, лишь на этом направлении у двух стран сегодня есть взаимные претензии. Однако в последнее время обе стороны сделали многое для того, чтобы сбавить накал эмоций.
Две большие разницы
В России полагают, что со стороны некоторых финских производителей целлюлозы практикуется несанкционированная вырубка карельских лесов. Финляндия нанесла ответный удар: сразу после открытия порта в Приморске и запуска Балтийской трубопроводной системы (БТС) хельсинкские политики заговорили о том, что Финский залив не выдержит столько портов, априори предположив, что новый нефтяной терминал в Приморске будет загрязнять воды Финского залива.
Сообщениями о грядущих катастрофах заполнились финские газеты. Однако это была довольно короткая "зеленая" волна. Вскоре после того как представителей конкурирующего финского порта в Порвоо пустили в Приморск, протестующие голоса смолкли. Тем, что финны увидели в России, они похвастаться, к сожалению, не могут.
Понятно, почему финские политики и пресса недооценили любовь русских к окружающей среде. Конечно, нормы, по которым российский массовый транспорт загрязняет атмосферу, не выдерживают никаких стандартов. Но чистота автомобильных выбросов и обслуживание нефтяных потоков - две большие разницы, как говорят в порту города Одесса. В Приморске силами "Транснефти" был построен один из самых современных нефтяных терминалов в мире, отвечающий всем нормам экологической безопасности. Причем не только тем, что установил Европейский союз.
Проверку на экологическое состояние Приморск проходил под контролем независимых органов, составленных из представителей Мирового банка, Европейского союза, а также стран, имеющих выходы в акваторию Северного моря: Дании, Германии, Швеции, Голландии и Финляндии. Все вместе представители межгосударственного контролирующего органа разработали процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в проекте БТС.
Особенностями БТС и Приморска стало несколько новшеств, направленных на соблюдение норм экологической безопасности. При строительстве линейной части применялись трубы с заводской изоляцией. По всей трассе нефтепровода сооружены аварийные вертолетные площадки. На протяжении трубопровода через каждые 20 км установлены электрифицированные линейные задвижки, способные обеспечить экстренное перекрытие нефтепотоков. Строительство порта происходило при постоянном экологическом мониторинге. Метод бурения, например, был выбран наклонно-направленный, что обеспечивало наибольшую безопасность и надежность.
"А запах!.."
Порт в Порвоо отстал от Приморска не на одно поколение. Терминал, через который проходит рекордное по европейским меркам количество нефти и нефтепродуктов, конечно, уникален. Особенно с геологической точки зрения. Основная часть нефтехранилищ упрятана под землей - в подземных скалах. Так что внешне терминал в Порвоо смотрится вполне компактно. И - внешне же - безопасно: от собственно населенного пункта Порвоо, старого шведского города, он отстоит на приличное расстояние и не портит курорта, на который традиционно съезжаются летом жители Хельсинки и окрестностей. Порвоо состоит из пяти морских причалов, нескольких лабораторий, а также специального железнодорожного депо, на котором также происходит погрузка нефти и нефтепродуктов. В год в порту происходит перевалка 9 млн. тонн нефти и переработка 16 млн. тонн нефтепродуктов.
Но терминалу в Порвоо уже 30 лет - в 70-х на нем была проведена генеральная реконструкция, а построен он был еще в 1932-1948 гг. Прослывшая еще в те далекие времена гениальной находка - размещение нефтехранилища под землей, в гранитных скалах, - теперь оборачивается неспособностью корректно отслеживать состояние танкеров, наполненных нефтью. Российские экологи видят в этом источник потенциальной экологической угрозы. В одной из 25 пещер в прошлом году обрушилась часть верхней поверхности. Несмотря на аварию, в Порвоо никто до сих пор не провел анализа грунтовых вод в районе природных резервуаров. Их общая вместимость - 5 млн. тонн. На земле в ста резервуарах хранится еще 1,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
Собственно, как осуществляется в порту Порвоо экологический контроль, сторонним наблюдателям неизвестно. Финны в отличие от руководителей порта в Приморске предпочитают держать гостей терминала перед закрытыми дверями химической лаборатории. Известно лишь, что предел допустимого стока (ПДС) по нефтепродуктам в Финляндии для каждого порта составляет 1000 кг в месяц (12 000 кг в год). В Приморске контроль уровня загрязнения акватории осуществляется постоянно весь день. Норма ПДС в Приморске - 4 кг в год, и она соблюдается. В финских портах нет практики постоянного мониторинга. Например, в нефтеналивном порту Хамина, недалеко от Порвоо, контроль экологической безопасности ведется┘ по запаху. "Нам о подозрительных запахах сообщают местные жители - это наш лучший контрольный орган", - шутят представители порта Хамина, прохаживаясь вдоль захламленного древесиной и металлоломом берега.
"По-нашему, это шок!"
В новогоднюю ночь 2002 г. в Порвоо было не до шуток. Около четырех часов ночи в Финский залив с терминала вытекло около 150 тонн дизельного топлива. И на этом проблемы не закончились. Службы безопасности терминала не успели - в такой праздник - вовремя среагировать на разрыв трубопровода недалеко от причала. Когда опомнились, пришлось срочно звать на помощь представителей компании "Ламор", которая расположена в Порвоо и производит технику и оборудования для сбора и предотвращения выбросов нефти и топлива в водоемы. В результате целых семь суток убирали нефть с поверхности воды.
Впрочем, нештатная ситуация, по словам представителей компании "Ламор", не заставила руководство порта Порвоо приобрести нефтесборочную технику. Аппарат, очистивший Финский залив от дизельного топлива, до сих пор стоит в ангаре фирмы "Ламор" в качестве музейного экспоната. А в Порвоо продолжают обходиться лишь "дежурным" 8-метровым судном-нефтесборщиком производительностью 50 куб. м в час. К слову, главными потребителями продукции "Ламор" являются российские нефтяные компании, что, по словам представителей компании, говорит об особом отношении российских нефтяников к проблеме экологической безопасности.
Единственными очистными сооружениями в Порвоо остаются небольшой резервуар, угольные фильтры (вчерашний день) и иловый пруд-накопитель. А большая часть резервуаров даже неоснащена автоматической системой пожаротушения.
Парадокс контроля состояния воды по-фински заключается в своеобразном разделении ответственности. Нефтяной терминал в Порвоо отвечает лишь за крохотный участок водной поверхности непосредственно в заливе напротив морского порта. За всю остальную акваторию отвечают государственные экологические службы. Зимой, когда случилась авария, такое разделение принесло свои печальные плоды - нефть быстро ушла под лед и вышла на поверхность далеко от Порвоо.
То, что финская сторона - при всех недостатках собственного контроля экологии в Финском заливе - так болезненно отреагировала на открытие порта в Приморске, иллюстрирует обычную для последнего времени ситуацию: значительную часть нефтяных потоков Балтийской трубопроводной системы финны хотели замкнуть на себя, чем существенно бы помогли укреплению российско-финских экономических связей. Ведь по первоначальному проекту строительства БТС речи о Приморске не было┘ Когда он появился, то финнов успокоили тем, что нефть через Приморск будут транспортировать летом, а зимой она пойдет через Порвоо, как и было первоначально задумано.
Однако вышло так, что Россия взяла на себя определенную ответственность и решила проблему экспорта нефти без участия соседей по акватории Финского залива. Реакция представителей компании "Фортум", владельцев порта Порвоо, объяснялась переживаниями по поводу упущенной выгоды. Ведь по большому счету объемы транзита нефти и нефтепродуктов через финский порт за последнее время не снизились. Что поделаешь, "по-нашему, это шок": порт в Приморске был построен в рекордно короткие сроки, и соседи просто не успели опомниться, как у России появилась самостоятельность в выборе маршрута экспорта нефти. Возможно, финны предполагали, что обслуживание на новом терминале будет таким же, как и в соседних портах, например, в Вентспилсе, через который раньше Россия поставляла нефть в Европу. Раньше действительно условия работы были, мягко говоря, рискованные - часто перелив нефти из одного танкера в другой осуществляли в открытом пространстве. Так же обстояло дело и при транспортировке нефти в России до открытия Приморска. Нефть перевозили автотранспортом, а переливали самым рискованным методом: с борта на борт.
Теперь же финнам нет особого резона призывать к закрытию лишних терминалов. Поскольку порт в Приморске в наибольшей степени подготовлен к высоким критериям, которые ставят борцы за экологическую безопасность Финского залива. Среди кандидатов на вылет в этой разновидности телеигры "Слабое звено" у Приморска самые надежные тылы. А порту Порвоо есть на кого равняться, чтобы не быть под угрозой закрытия по соображениям экологии.
Хамина-Порвоо-Хельсинки