За пять месяцев до выборов депутатов третьего созыва председатель саратовской областной Думы Александр Харитонов смещен с должности, которую занимал 8 с половиной лет.
На последнем заседании Думы ему были поставлены в вину недостаточный уровень организационной работы с населением и отсутствие у него информации о деятельности Думы, самоустранение от работы над законами, плохое исполнение представительских функций, отказ поддержать предложение большинства депутатов о реорганизации аппарата.
Более четко претензии сформулировал несколько дней спустя бывший заместитель, а ныне исполняющий обязанности председателя Владимир Чуриков: "Имидж Думы во многом зависит от аппарата, который должен работать на всех, а не на одного председателя". Имидж Думы так охарактеризовал депутат Владимир Давыдов: по его словам, о деятельности Думы знают лишь 3% избирателей, а доверяют ей только 1,5%.
Впрочем, есть и другие мотивы смены лидера. Накануне думских событий с подачи губернаторского совета безопасности депутатам приоткрыли страшную тайну. Оказывается, Александр Харитонов, используя данную ему как спикеру возможность расходовать треть резервного фонда, отправил в свой округ только в 2001 году около 1,5 млн. руб. Остальные депутаты могли отправить в свои только по 250 тыс. руб.
Структуру думского аппарата уже изменили: вместо 7 отделов будет 4 управления. Особенно усилили информационно-аналитическую и правовую службы. В планах у депутатов - "попытаться разбудить в населении и во власти сердобольность к ветеранам", обсудить послание президента Путина на собрании законодателей всех уровней, выяснить на выездном заседании Думы, как исполняются законы в конкретном районе. По мнению Чурикова, это напомнит, что "Дума-то есть, что постоянно идет работа".
Кроме публичной работы останется и рутинная - с анализом документов и подготовкой законопроектов. Эту работу решено сделать более открытой: журналистам обещаны папки с подробными документами (раньше такие пакеты на заседаниях раздавались только представителям проправительственных изданий, остальным доставались лишь листочки с вопросами повестки).
Из 30 депутатов, голосовавших за смену спикера, 23 подтвердили свое желание баллотироваться вновь. Шанс пройти в Думу следующего созыва у них есть. Почти решено внести в закон об областном собрании возможность расширения состава Думы с 35 до 50 депутатов. И губернатор Дмитрий Аяцков месяца за два до думских событий высказал свое пожелание видеть в Думе образца осени 2002 года правопреемственность: "Мы вложили в депутатов огромные финансовые ресурсы. Жду 80% тех, кто уже был".
После всех этих событий местная пресса наперебой заговорила о некоем тайном договоре, заключенном между Дмитрием Аяцковым и Вячеславом Володиным. На возможный союз между Аяцковым и его бывшим первым замом, а ныне лидером фракции ОВР в Госдуме указывает, например, то, что Дмитрий Аяцков поддержал володинскую идею выборов половины депутатов по одномандатным округам, половины - по спискам партий. Синхронность переворота в Госдуме и Саратовской облдуме, стремление - и там и здесь - добиться контроля над думским аппаратом подтверждает вероятную причастность Володина к сценарию смещения Харитонова. Ответственный в "Единой России" за выборы в регионах, Володин, вполне вероятно, теперь имеет гарантии на прохождение нужного числа нужных его партии депутатов. Гарантии эти мог дать губернатор, сделавший с его помощью свою игру.
Спикер Харитонов лишился полномочий в назидание тем, кто пытается выступить на территории области в непредназначенной для них роли лидера. Полтора года назад, уверовав в слухи о том, что дни губернаторства Аяцкова сочтены, он поддержал депутатов, оппозиционно настроенных Вячеславом Володиным. Среди депутатов была распространены материалы счетной палаты Думы о многочисленных нарушениях в распределении бюджетных средств областным правительством. Но демарш был организован с серьезными проколами. Во-первых, по закону задания этому контрольному органу даются не председателем (как оно было в этом случае), а Думой в целом. Во-вторых, в отчетах счетной палаты речь шла не столько о целевом или нецелевом использовании бюджетных средств, сколько сводилась к субъективным оценкам: выгодно - невыгодно, правильно - неправильно. Обещанные громкие разоблачения не получили серьезных подтверждений.
Добавить веса материалам думской оппозиции, которыми уже заинтересовалась и прокуратура, пытался главный федеральный инспектор ПФО по области Ринат Халиков, собравший к тому времени свой компромат на областную власть. Объединение инспектора и прокурора заставило губернатора Аяцкова выбрать в союзники Вячеслава Володина, к настоящему времени озабоченного конструктивной работой с властями всех уровней. От тех, кто не понял этого поворота, он предпочитает отказаться. Не захотевшего или не успевшего изменить принципам Александра Харитонова "сдали".
Говорить о причастности областного правительства к отстранению спикера заставляют и два анекдотических, но вряд ли случайных обстоятельства. Когда Дума рассматривала этот вопрос в первый раз, большинство саратовских журналистов были приглашены на экскурсию по Балаковской АЭС (в 170 км от Саратова). Когда же вопрос был вынесен на сессию вторично, областное Министерство сельского хозяйства пригласило журналистов в те же часы на... дегустацию спиртных напитков. Надо отдать журналистам должное: дармовой выпивкой они не соблазнились и явились на заседание Думы.
Владимир Чуриков объяснил журналистам, что отставка спикера могла состояться и раньше, что недовольство накапливалось давно, что он сам неоднократно высказывал его председателю и раньше, но что сам с должности заместителя инициировать новшества в работе Думы не мог. Теперь Чурикову предстоит решить трудную задачу - показать дееспособность депутатского корпуса в сочетании с конструктивной работой с правительством области, чтобы рассеять в населении отрицательное отношение к обеим ветвям власти.
Способность быть полноценным руководителем думы Чуриков может доказать, например, принципиальным подходом к утверждению новой структуры областного правительства. И вычеркнуть из схемы явно лишние министерства: энергетики (в Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании уже резко прореагировали на желание областных чиновников порулить энергетикой); специальных программ (предполагается курирование программ, финансируемых с федерального уровня); молодежной политики, спорта и туризма (финансировать молодежные мероприятия можно и без этой структуры, а туризма в области нет); земельной политики (зачем дублировать функции земельного комитета?); информации и печати (обеспечить столь желанный для чиновников контроль над СМИ все равно невозможно). Сокращение чиновничьей армии добавит Чурикову симпатий избирателей.
Владимир Чуриков грамотен в вопросах экономики и искушен в подковерной борьбе. Потому, при условии прохождения в состав Думы третьего созыва, он - реальный кандидат в кресло спикера без приставки и.о.
Саратов