Один регион - один политик - одна партия
В День космонавтики депутатам Госдумы удался "запуск" закона, нацеленного на региональные парламенты. Почти все они в результате скоро начнут формироваться по смешанному принципу: не менее половины мест в палате будет зарезервировано за партиями.
Инициаторы этого новшества, видимо, надеются, что в стране тем самым возобладает куда более централизованная политическая система. Ведь с июля 2003 г., как предписывает другой закон, право баллотироваться на региональных выборах получат лишь партии, зарегистрированные на федеральном уровне. А для этого им надо будет иметь в своих рядах по меньшей мере десять тысяч человек и открыть отделения в большинстве субъектов Федерации.
В новейшей истории России на местах уже выбирали представительную власть по партийным спискам. Делалось это в шести территориях, но прижилось лишь в двух - Свердловской области (где как раз вчера прошло очередное голосование за кандидатов в законодатели) и Красноярском крае. Правда, деятельность парламентов обоих этих регионов в последние годы если и являет собой образец, то отнюдь не для подражания.
К тому же независимо от действующей избирательной системы вне конкуренции в провинции, как известно, существует обычно один политик - губернатор. Среди партий же чаще всего никто не может по-настоящему (хотя бы из-за худшей организованности) соперничать с КПРФ.
Конечно, принятый в пятницу закон и призван ликвидировать такое "бесптичье". Но его творцам едва ли стоит обольщаться насчет того, какой силе он больше сыграет на руку. Такие сомнения подкрепляют, например, недавние выборы парламентариев Нижегородской и Псковской областей.
На берегах Волги, где "за бортом" депутатства в итоге оказались практически все официальные ставленники коммунистов (зато их кандидат прошел на довыборах в Госдуму России), они проводились только по одномандатным округам. В северо-западном же регионе большинство голосов именно по партспискам взяла опять-таки КПРФ.
Можно вспомнить также весьма показательные результаты прошлогоднего голосования за кандидатов в Московскую городскую думу. По списочному принципу, действуй он уже тогда, туда прошло бы заметное количество представителей левых. Если какие-то конкретные персоны (пусть даже делегированные под приемлемым знаменем) и отвращают избирателей, то к самой партии отношение все-таки иное.
Зеркало эволюции
В прошлый четверг высшая власть страны получила серьезное предупреждение: в Воронеже вышли на улицы несколько десятков тысяч протестующих. Столь массовых выступлений здесь не было уже лет десять. Поводом (а по сути предлогом) для акции послужила жилищно-коммунальная реформа, хотя в лозунгах и речах собравшиеся затронули и многие другие стороны сегодняшней жизни.
О вздорожавшем отоплении (именно на него тарифы в городе поднялись особенно сильно - в четыре с лишним раза) мало кто и упоминал. Люди возмущались общим ростом цен и своей низкой зарплатой - например, бюджетники негодовали по поводу широко разрекламированного, но еле ощутимого повышения им ставок. Выступали студенты, о наболевшем высказывались и предприниматели, которых тоже было достаточно среди протестующих, тем более что малый бизнес с понедельника проводит по всей России митинги и пикетирование, в частности против введения единого социального налога.
Воронежский митинг впечатлял еще и разнообразием - как слоев населения, так и политических и общественных объединений. Поэтому тон на нем задавали отнюдь не только официальные организаторы - профсоюзы и НПСР. Часть митингующих в итоге пришла под окна областной администрации, чтобы требовать ее отставки.
Вдобавок после всего пережитого чиновникам пришлось еще и услышать публичную интерпретацию событий от вице-премьера Валентины Матвиенко. А она уверяла: акция произошла лишь из-за ошибок местных властей в проведении жилищно-коммунальной политики.
Кстати, подобные события (пусть и не столь масштабные) происходили в тот же день, например, и в архангельской Онеге. Здесь протестовали под окнами местных властей несколько сотен горожан. Не дождавшись реакции, они проникли в мэрию и, таким образом, попали прямо на заседание местных депутатов. Дело закончилось тем, что перед разгневанными земляками все-таки предстал глава города и обещал, что будет выступать против повышения цен и тарифов.
Свердловская ротация
Удобную для Москвы версию о нерадивости местных управленцев невольно развеял в конце недели председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Он обнародовал подсчеты собственного ведомства, согласно которым, например, в федеральном бюджете на нынешний год для выплат бюджетникам не хватает более четырех с половиной миллиардов рублей.
Зато, как практически каждый год, повторяется одна и та же ситуация: вышестоящая казна решает проблемы за счет нижестоящей. Местное самоуправление, несмотря на законы, защищающие его финансовые интересы, неизменно становится крайним. А вместе с ним, разумеется, и население.
Например, не видно конца распре городских и областных властей по поводу коммунальных тарифов в Екатеринбурге. Долг города только перед энергетиками давно перевалил за миллиард. При этом в мэрии предъявляют расчеты, доказывая, что региональная администрация "подставила" городскую, чтобы улучшить собственное положение. В том числе и политическое: в воскресенье настала пора для ротации половины нижней палаты Законодательного собрания области (она избирается как раз по спискам), а мэр и губернатор представляют объединения-конкуренты.
В итоге многие сбитые с толку горожане, которых то призывали не платить по новым счетам, то, напротив, не накапливать долги, делать это не спешили. Выборы и подготовка к ним, впрочем, в этом дали рядовому обывателю фору: накалу кандидатских страстей он внимал в относительном тепле. Разве что время от времени ему снижали температуру воды. Между тем тучи, пусть и весенние, уже сгущаются.
На прошлой неделе руководство "Свердловэнерго" известило свои подразделения - Свердловские тепловые сети и Энергосбыт - о возможном отключении должников в случае непоступления от них платы до 16 апреля. Открывает список областная столица Екатеринбург, далее в нем значится еще шесть городов и муниципальных образований.