Нынешний 2002 год на АвтоВАЗе проходит под знаком "Нивы" - 5 апреля 1977 года стало днем рождения знаменитого русского джипа, практически первого в мире серийного комфортабельного автомобиля-внедорожника, чья оригинальная конструкция была целиком разработана отечественными конструкторами с Волжского автозавода.
В этом году у "Нивы" еще один юбилей - 30 лет со дня выхода на испытания первого образца Э-2121 - прообраза будущего внедорожника. В январе 1974 года автомобиль был представлен на государственные испытания, а 31 июля 1975 года вышел приказ по Минавтопрому СССР о постановке на производство новой модели повышенной проходимости "ВАЗ-2121"-"Нива".
Уже в ноябре 1978 года на ХХ Международной торгово-промышленной ярмарке в чехословацком городе Брно "Нива" получила высшую награду - золотую медаль. В январе следующего года этот автомобиль по результатам опроса журналистов был назван в тройке лучших автомобилей мира.
"Нива" все эти четверть века была и сегодня остается одним из лидеров вазовского экспорта. В конце 80-х - начале 90-х за рубеж порой отправлялось свыше 50% выпуска этой модели. Как сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-центре АвтоВАЗа, за 25 лет серийного производства из более чем 1,5 млн. выпущенных "Нив" свыше 500 тыс. было отправлено в более чем 100 стран планеты. И сейчас около 15 тыс. "Нив" ежегодно экспортируется в страны Европы, Латинской Америки, Африки и Среднего Востока.
В годовом объеме выпуска автомобилей "ВАЗ"-"Нива" составляет почти 10%. Но сборка популярной модели постепенно выходит за пределы России. Сегодня ее из поставляемых ВАЗом сборочных комплектов изготавливают в Эквадоре - в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей. Налаживается сотрудничество по сборке и в Уругвае. А в сентябре нынешнего года на мощностях возводимого сейчас на АвтоВАЗе совместного российско-американского производства "GM-АвтоВАЗ" начнется производство современной наследницы "21-й" модели - "ВАЗ-2123"-"Шевроле-Нива".
Самара