В Калининградской области, оказавшейся после распада Советского Союза в кольце границ, эмиссары реваншистских и даже террористических организаций из ФРГ и Австрии вот уже почти 11 лет пытаются нарушать права человека. Как это ни странно, но дискриминация калининградцев германскими приверженцами фашизма и терроризма, в том числе и этнических немцев, переехавших жить в самый западный российский регион из Поволжья и Казахстана, стала возможной благодаря бездействию калининградских властей и нищете местного сельского населения. Почему-то с конца прошлого века, а именно с начала 90-х, власти не замечают или не хотят замечать ползущую в Калининград экспансию Римско-Католической Церкви, западноевропейских религиозных объединений протестантов, сект, под "крышей" которых долгие годы в качестве миссионеров работали идеологи нацизма и даже бывшие террористы. Похоже, эта "близорукость" может обернуться для Москвы потерей влияния на калининградцев, больше половины которых сегодня живет за чертой бедности. А 90% местной молодежи с конца прошлого века не были в "большой православной материковой" России. Зато они бывали в Польше, Германии, Литве и искренне завидуют уровню жизни соседей.
Их "штирлицы" не дремлют
В Калининградской области многие наследники ветеранов Великой Отечественной, победивших в последней войне фашизм, вынуждены из-за растущей безработицы трудиться в сомнительных немецких фирмах, где и сегодня посланниками неонацистов и реваншистов пропагандируются территориальные претензии к земле, где пролили кровь их отцы и деды. В этом корреспондент "НГ" убедился, побывав на перекрестке границ Калининградской области, Литвы и Польши, где сегодня, как ни странно, хозяйничают не только австрийские и немецкие бизнесмены, но даже посланцы запрещенных в Германии реваншистских организаций. Поводом для поездки послужила прощальная пресс-конференция главного чекиста области генерал-майора Георгия Корнилова перед его отъездом в Москву для дальнейшей работы в центральном аппарате ФСБ. Выступая перед журналистами, он заявил: "В 2001 году за деятельность, наносящую урон национальным интересам России, семи иностранным гражданам по представлению калининградского УФСБ закрыт въезд в нашу страну".
Конкретных имен он не назвал. Однако в ходе журналистского расследования стало известно, что речь шла и о сотрудниках фирмы ООО "ГСТ", занимающейся строительством жилья и сельским хозяйством для нужд этнических немцев, переехавших в поселок Ясная Поляна Нестеровского района из Казахстана и Киргизии и ставших гражданами России. Одна из персон нон грата - гражданин Австрии, директор "ГСТ" Йозеф Грубер, другая - заведующий теплицей Олаф Рингк из Германии.
Все мои дальнейшие попытки узнать у чекистов, почему этим иностранным специалистам, владеющим передовыми методами строительства и агробизнеса, запрещен въезд в Россию, успехом не увенчались.
Калининградские немцы боятся эмиссаров-неонацистов
Чекисты хранили молчание. Пришлось поехать в Немецко-Русский дом, являющийся учреждением культуры. Здесь я неожиданно для себя встретил бывшего жителя Ставрополья, немца из Буденновского района. Тот узнал меня как репортера, участника событий июня 1995 года, когда банда Басаева захватила больницу. Александр поведал свою грустную историю. Еще в 93-м, общаясь с чеченцами, он испугался за сына, которому нужно было скоро идти в армию. Написал письмо послу Германии в Москве, в котором предсказал большую войну в Чечне и попросил помочь предоставить ему убежище в Германии. Но сразу ответа не получил. И лишь когда разыгралась кровавая драма в Буденновске, он получил приглашение приехать в Германию.
Александр Гофман поселился в Баварии. Жизнь там у переехавших из бывшего СССР немцев несладкая. Ведь в Германии после ее объединения хватает проблем с "немецкими немцами" из восточных земель. Многие из переселенцев не приживаются, возвращаются и становятся изгоями, не нужными ни в Германии, ни в России. Хоть и стал Александр Гофман гражданином Германии, но своей жизнью он недоволен. Работу ему, музыканту, найти трудно. Очень высокая плата за квартиру. Он получает пособие в 2 тыс. марок по уходу за своей женой, два года назад попавшей в автомобильную катастрофу и ставшей инвалидом. После введения евро, резко подскочили цены буквально на все, особенно на продукты и одежду. В Калининграде уже 20 лет живет его брат Виктор, известный в регионе предприниматель, генеральный директор частной компании "Янтарь", занимающейся утилизацией металлолома, в том числе и судов Балтийского флота.
В общем, Виктор Гофман человек по калининградским меркам весьма обеспеченный. Он и помогает Александру не умереть с голоду в родной-чужой Германии, часто ездит к нему в гости. В Калининградской области Виктор возглавляет "общество немецкой культуры и российских немцев "Eintracht" ("Согласие"). В беседе с корреспондентом "НГ" Виктор Гофман сообщил, что созданный при его участии Немецко-Русский дом существует на средства МВД Германии, которое заинтересовано в "притормаживании" российских немцев в Калининградской области. По его словам, численность этнических немцев в области с каждым годом увеличивается. Если в 1991 году их было всего тысяча человек, то сегодня зарегистрированных и незарегистрированных - около 12 тыс. (по официальным данным, это число значительно меньше). Сам Виктор сторонник того, чтобы немцы не уезжали в Германию - их там никто с распростертыми объятиями не ждет. Он не хочет, чтобы его бывшие земляки из Средней Азии чувствовали себя людьми второго сорта.
Виктор родился в Кустанайской области. Родной брат его мамы - тоже родом из Казахстана, был в войну советским офицером и погиб под Кенигсбергом. Много лет назад Виктор нашел его могилу под Знаменском в Калининградской области и установил там памятный знак. Узнав о моих поисках следов персон нон грата, он посетовал, что такие люди, как Грубер, дискредитируют немцев. Выяснилось, что Виктор Гофман встречался с Грубером и в Германии, и в Калининграде. Тот, оказывается, обманывает бывших жителей Восточной Пруссии, ностальгирующих по своей исторической родине в Кенигсберге. Их, глубоких стариков и их богатых наследников, в ФРГ и Австрии проживает около 400 тыс. Они финансируют немцев - переселенцев в Калининград через различные германские фонды поддержки, в том числе и реваншистские организации типа "Верная pодине молодежь" и "Викинги".
Почему Жириновский заигрывает с реваншистами?
В Германии в компании реваншистов Виктор однажды заметил Владимира Жириновского, который предложил помочь ему в обустройстве российских немцев в Калининградской области. Зачем Жириновскому это было нужно? И почему вдруг Владимир Вольфович стал дружить с реваншистами?
Корреспонденту "НГ" удалось получить циркуляр # 6 "Внутренняя безопасность" контрразведки Германии от 10 декабря 1993 года, из которого следует, что "германские правые экстремисты бескомпромиссно требуют возвращения бывших германских восточных регионов". В качестве этапа на пути к достижению этой цели они поддерживают расселение российских немцев в Калининградской области. Для них оно представляет собой начало обратного получения этого региона.
Не по этой ли причине федеральный председатель "Германского народного союза", ДФУ ("Deutsche Volksbunion", DFU) д-р Фрай поддерживает контакты с Владимиром Жириновским, председателем Либерально-демократической партии России? Господин Фрай выступал с речью на съезде либерал-демократов, состоявшемся в апреле в Москве, а Жириновский - 2 октября в Пассау на митинге ДФУ. По этому случаю Жириновский подтвердил сделанные им ранее высказывания о том, что с ним возможно будет договориться относительно возвращения Германии Кенигсберга.
В том же циркуляре германской контрразведки указывается список германских правых экстремистов, которые советом и делом, денежными и неденежными пожертвованиями поддерживают расселение российских немцев "на севере Восточной Пруссии". Особую роль в этом играют следующие лица:
- книготорговец Дитмар Мунье из Киля со своей организацией "Акция германский Кенигсберг";
- правый активист Зигфрид Годенау из Гильзерберга со своей организацией "Акция помощи Восточной Пруссии";
- бывший правый террорист Манфред Редер со своей организацией "Германо-российское общее дело - Союз по поддержке Северо-Восточной Пруссии", сокращенно "Прусское дело";
- правый экстремист Зигфрид Годенау, исполнительный директор организации "Акция Восточная Пруссия", которая учреждена правоэкстремистской группой "ГДО" - "Содружество германский Восток".
Список этих реваншистов и террористов попал к российским властям, в том числе и в администрацию области. А до этого чиновники поверили почему-то господину Мунье из Киля, который известен тем, что принимал участие в издании неонацистской литературы, а также речей Гитлера, Геббельса и других главарей Третьего рейха. Он же выступал за возвращение Калининградской области Германии и, приехав в Калининград вместе со своим уполномоченным представителем, учредил фирму ООО "ГСТ" со стопроцентным немецким капиталом. В уставе одной из целей была записана "аренда участков с целью заселения и освоения территорий". Кроме этого, "ГСТ" учреждено как дочернее предприятие "Общество с ограниченной ответственностью по развитию поселений в г. Тракенен, ФРГ, 2300, г. Киль, Вильгельмштрассе, 13". При этом местонахождением предприятия указывается поселок Ясная Поляна Нестеровского района Калининградской области, который и назывался до 1946 года "Тракенен". Но городом и тогда, и ныне не был.
Непонятно, как на такие, мягко говоря, настораживающие несуразности не обратил внимания тогдашний председатель комитета по развитию свободной экономической зоны "Янтарь" Юрий Беденко, 7 апреля 1993 года зарегистрировавший устав предприятия в администрации Калининградской области. Кстати, в уставе компании немцы записали, что "ГСТ" является юридическим лицом по законодательству РФ, официальным языком в нем будет считаться как немецкий, так и русский, а рабочим - только русский.
На деле Ясная Поляна превратилась для многих переселенцев в фильтрационный пункт и перевалочную базу на пути в Германию через Калининград, где запрещалось говорить по-русски в присутствии хозяев. Дитмар Мунье требовал забыть название "Ясная Поляна" и называть поселок только "Тракенен". При этом он все время подчеркивал, что калининградская земля - это Восточная Пруссия и Россия рано или поздно от нее откажется. Не для этого ли он пытался привлечь на свою сторону основателя христианского братства "Салем" Зигфрида Мюллера? Приезжали и другие известные своим христианским смирением друзья владельца "ГСТ". Это Манфред Редер, его родственник Вальтер Редер и Зигфрид Годенау. И если Манфред и Зигфрид в прошлом выражали свои христианские чувства специфическим образом, учиняя в Германии нацистские погромы с поджогом общежитий студентов-иностранцев, то старина Мюллер и Вальтер Редер были известны своей службой в СС. Молодой Зигги Мюллер в 1943 году в Ираке выполнял специальное задание, суть которого сводилась к организации повстанческого движения и захвату нефтяных месторождений. Вальтер же Редер повинен в расстреле 1836 человек в Италии, за нацистские преступления отсидел приличный срок в тюрьме.
Но это было давно. Казалось, остепенились люди и из нацистов стали глубоко верующими, христианское братство организовали в Калининградской области, "гуманитарку" в детские дома повезли. Но детей, как позже стало известно, воспитывали по методике "Гитлерюгенда". Свой опыт в познании истинной христианской веры бывшие нацисты передавали и господину Мунье. Вот за такое христианское воспитание рабочих "ГСТ" в Ясной Поляне МИД России и закрыл въезд в Калининградскую область книготорговцу из Киля Дитмару Мунье и обоим Редерам. Однако осталась фирма "ГСТ" в Ясной Поляне. Господин Мунье в течение многих лет посылает своих эмиссаров, многие из которых слабо знакомы с сельским хозяйством, зато проявляли сильную склонность к упражнениям по перекройке послевоенной карты Европы. МИД России систематически отказывает им во въезде, но тем не менее до сих пор все новые посланники Мунье с проповедями о возрождении Восточной Пруссии едут в Калининград.
Немецкая овчарка вместо секретарши
Из письма в "Независимую газету" от 21 марта 2002 года жителя Ясной Поляны Александра Вагнера, который в 1990 году приехал из Казахстана в Нестеровский район и устроился на работу в "ГСТ" строителем: "┘Поначалу работа шла нормально. Но когда приехали новый директор Грубер и агроном Рингк, мы почувствовали антирусскую направленность, подрыв дружбы между Россией и Германией. Меня поражало, что Грубер и Рингк всегда говорили, что эта земля немецкая и мы здесь временные жители. Я вырос среди русских на русской земле, и какая разница, какая у человека национальность, был бы человек порядочный. Но Грубер прибыл в Калининградскую область и стал внушать национальную вражду. На объекты приходил с овчаркой, которая постоянно бросалась на людей. Я смотрел и чувствовал, что он эсэсовец. Я не понимаю посланцев Мунье, которых он присылает сюда заниматься показухой. В частности, в середине 90-х годов почему-то получилось, что не я, строитель, а отделение солдат из Гусева появилось и построило дорогу. Рабочим денег не платили. Занимались тем, что, когда приезжали иностранные журналисты, им показывали колодец, который запечатлен в рекламном проспекте Дитмара Мунье "Немецкий Кенигсберг". На колодец израсходована большая сумма немецких пожертвований, а он был и есть без воды. Просто обидно за труд человека и за пожилых людей в Германии, которые жертвуют свои деньги. Немецкие предприниматели под руководством Мунье сейчас хотят продать эти дома. А нас они просто обманывают и платят за наше добродушие не больше 30 долларов".
Аналогичные письма от 14 рабочих и служащих фирмы "ГСТ" были написаны в адрес Чкаловской сельской администрации и в октябре 2000 года. После этого проверкой изложенных в них фактов занялись правоохранительные органы, которые и выявили, что господа Грубер и Рингк занимались трудовой деятельностью, не имея на то разрешения миграционных властей Калининградской области, насильно заставляли изучать немецкий язык и работать в выходные дни за тысячу рублей в месяц. При этом они не имели никакого юридического права заключать с жителями поселка контракты на трудоустройство и на покупку жилья. Как удалось выяснить у жителей Ясной Поляны и сотрудников "ГСТ", из Австрии приезжала и жена Грубера, которая, не имея лицензии на трудовую деятельность, в Нестеровском районе Калининградской области заведовала местным кафе и гостиницей. При этом сельхозпродукцию, выращенную в теплицах образцовой немецкой деревни с нацистским укладом, продавали на базаре и налоги в местный бюджет не платили. С людьми посланцы Дитмара Мунье обращались как с рабами - травили их на полях овчарками и требовали, чтобы рабочие обращались к ним только по-немецки. Но и по-немецки поговорить с директором Йозефом Грубером люди часто не могли, потому что в его приемной вместо секретарши дежурила немецкая овчарка. Всю бухгалтерскую документацию Грубер хранил не в бухгалтерии, а в собственном сейфе. Он даже запрещал своим подчиненным жаловаться в милицию и в сельскую администрацию под угрозой создания условий, при которых получить немецкое гражданство им будет невозможно.
И что же было сделано после объявления Грубера и Рингка персонами нон грата? Сделали ли власти Калининградской области из этой истории какие-нибудь выводы?
"В Ясную Поляну, - рассказал руководитель культурной автономии Нестеровского района "Eintracht" Александр Ракк, - после директорства Грубера приехал очередной директор - тесть господина Мунье Хаген Мериг и уволил рабочих, написавших письмо об их дискриминации. Рабочие подали исковое заявление в суд Нестеровского района, и в феврале 2001-го суд потребовал восстановить незаконно уволенных овощеводов на работе. С этим же решением согласился и областной суд, но оно до сих пор не выполнено". "Господин Мериг потребовал, чтобы мы освободили построенные фирмой "ГСТ" дома, в которых мы прописаны, - сообщили жители Ясной Поляны Валентина Шинкарецкая и Татьяна Бендер, - но мы выселяться не собираемся. Непонятно, почему в России командует тесть фашиста? У него даже нет разрешения на работу в Калининградской области, тем более - работу директора". Позже эту информацию подтвердил и руководитель территориальной миграционной службы Евгений Кулдышев.
А между тем за полгода директорства господин Мериг поназаключал около сотни липовых договоров о приеме благонадежных людей на работу и пытался, почуяв, что запахло жареным, продать дома, построенные за счет пожертвований бывших жителей Восточной Пруссии, по наивности рассчитывающих, что господин Мунье поможет Калининграду стать Кенигсбергом и выйти из состава России. Когда обо всем этом я попытался поговорить с новым директором "ГСТ", господин Мериг выгнал согласившегося быть моим переводчиком Александра Ракка и потребовал, чтобы я немедленно покинул его владения. При этом Ракк был назван "немцем, позорящим свою национальность". Не увидел я в Ясной Поляне обещанной немцами администрации Нестеровского района средней школы, не увидел и пекарни, современных комбайнов. Выяснилось, что только мизерная часть пожертвований из Германии доходит на социальные нужды этнических немцев в Ясной Поляне. Как рассказала Татьяна Бендер, приезжавшие раньше ностальгирующие туристы из Германии - очень доброжелательные люди - были в ужасе от Мунье, когда узнали, что на заработную плату для переселенцев он перечисляет не 800-1000 марок, а всего лишь 1000 рублей.
Так ли это на самом деле? И куда идет разница от денег, полученных под идею возрождения Восточной Пруссии? Доберутся ли до истины немецкие полицейские и российские милиционеры, сотрудничающие по линии Интерпола? По имеющейся информации, лишь 15% средств доходит до Ясной Поляны, а остальные оседают в кармане господина Мунье и идут на финансирование "христианских братств", печатание неонацистской литературы и экспансии ее в Калининградскую область для овладения душами молодых калининградцев.
Кто платит, тот и заказывает молебен
Сегодня в Калининградской области, словно грибы после дождя, растут католические церкви и сектантские молитвенные залы царств "Свидетелей Иеговы", построенные на немецкие и американские деньги. Как сообщил советник калининградского губернатора по связям с религиозными объединениями Игорь Гуров, в области зарегистрировано 134 религиозных учреждения, из них 78 существуют на деньги спонсоров из США, Германии, Ватикана, Польши, Литвы. Вот уже 6 лет работает филиал Московского католического теологического колледжа, в котором занятия с молодежью проходят в общественных местах, для этого не предназначенных, - то в помещении строительного колледжа, то в областном государственном унитарном предприятии "Институт Калининградгражданпроект". У Римско-Католической Церкви появилась и своя газета - "Калининградский католический вестник". А вот православный собор Христа Спасителя, который обещал помочь построить в Калининграде бывший губернатор Леонид Горбенко, так и стоит недостроенным. Нет в области и православной гимназии, зато в Советске есть воскресная школа объединенной методистской церкви св. Эммануила, после занятий в которой 12-летние прихожане почему-то идут на кладбище и крушат могилы православных, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют сводки Советского ОВД от 4 и 6 октября 2001 года.
Кто научил этому подростков? Может быть, воспитатели из Центра развития ребенка, которые являются прихожанами методистской церкви. Руководит этим центром жена заместителя главы города Советска по культуре Яроца. Вот уже много лет чиновники обещают помочь в строительстве на границе с Литвой городского храма Трех Святителей. Но, увы, предпочтение в выделении участка земли под строительство на месте бывшего кожно-венерологического диспансера почему-то отдали воскресной католической школе. Непонятно, почему не спросили местные власти с настоятеля католических приходов Анупраса Гауронскаса, подписавшего 24 ноября 1993 года договор с администрацией города Советска. В нем ксендз обязался за счет средств католической общины Возрождения Христа построить в городе инфекционную больницу взамен предоставления участка под строительство католического костела. Костел построили быстро, всего за полтора года, и не столько за счет горожан, сколько правительства и сейма Литвы. А вот инфекционная больница так и не построена.
Сам ксендз Анупрас охотно принимает приглашения и посещает мероприятия, проводимые такой скандально известной литовской организацией, как "Совет по делам Малой Литвы". Руководители этой общественной организации, работающей при сейме Литовской Республики, поставили перед собой задачу теоретического и идеологического обоснования незаконности владения Россией Калининградской областью, называемой ими не иначе как Караляучусом, и разработки концепции присоединения этой территории, то есть "Малой Литвы", к "Большой Литве". Для подготовки почвы для решения этого вопроса в будущем используются возможности римско-католического влияния в Калининградском регионе. И именно поэтому Гауронскас осенью прошлого года, выступая в Вильнюсе на международной конференции "Нерешенные проблемы Кенигсбергского края", называл Калининград Караляучусом, а во время аудиенции у Папы Римского он обсуждал с ним вопрос возможного приезда последнего в Россию. Первым пунктом такой поездки могла бы стать Москва, а вторым - Калининград. В журнале "Наука Литвы" в своем интервью он неизменно называл Калининград Караляучусом. Заметьте, в словах ксендза, выпускника Каунасской духовной католической семинарии, есть убеждение в том, что Калининград - это даже не Кенигсберг, а Караляучус.
А между тем все больше калининградской молодежи подается не только в католики, но и в сектанты. В том же 40-тысячном Советске в свидетелях Иеговы ходят более тысячи горожан. Анализ деятельности нетрадиционных религиозных объединений показывает тесную связь с иностранными организациями, получение от них финансовой и гуманитарной помощи, материального стимулирования для вовлечения в общины новых прихожан, налаживание связей с представителями органов власти и управления, вовлечение их в свою деятельность, объединение усилий в борьбе с влиянием Русской Православной Церкви за души тех, кто завтра будет голосовать за будущее калининградской земли.
Калининград