Судебная система 5-миллионного Петербурга переживает глубокий кризис. Количество заседаний в районных судах сократилось вдвое. Причиной всему - развал конвойной службы и, как следствие, невозможность доставления подсудимых в Дома правосудия.
В соответствии со штатным расписанием конвойный полк ГУВД Санкт-Петербурга и области должен быть укомплектован как минимум 500 сотрудниками. Однако на сегодняшний день списочный состав конвоиров составляет менее половины штата. Более того, ситуация продолжается ухудшаться с каждым днем. Все новые и новые сотрудники конвойной службы обращаются к своему начальству с рапортами об увольнении. И их нетрудно понять. За работу по доставке и охране арестантов, среди которых немало рецидивистов, матерых убийц, конвоир получает в месяц всего 1,5 тысячи рублей.
Городской суд в течение года вел переписку с премьер-министром правительства РФ Михаилом Касьяновым, министром внутренних дел РФ Борисом Грызловым на предмет исправления ситуации. Однако никакой реакции на многочисленные запросы представителей питерского судопроизводства так и не последовало. Не оказалось денег для финансовой поддержки конвоиров и в городском бюджете. В результате из 46 подсудимых, чьи слушания дел были назначены на 26 марта, конвоиры смогли препроводить лишь 11 человек.
У этой проблемы есть и оборотная сторона медали. В сложившейся ситуации, когда значительно снизится ротация арестованных через следственные изоляторы, точнее, процесс примет односторонний характер, когда камеры к лету окажутся до предела забиты подследственными (самая высокая смертность задержанных приходится на летние месяцы из-за ужасающей духоты в камерах). Уже сегодня в знаменитых Крестах (ИЗ 45/1) при норме 2 тысячи подследственных находятся 7,5 тысячи человек. Понятно, что разгрузить СИЗО могут только суды, но доставлять подследственных в них, как видим, некому, поскольку процесс увольнения из конвойного полка принял массовый характер.
Выход из положения единственный. Руководство следственных изоляторов вынуждено будет пойти на беспрецедентные меры по освобождению людей из-под стражи. С некоторых пор начальники СИЗО получили юридические права отпускать подследственных под подписку о невыезде в случае, если человек провел в заключение более шести месяцев, а судебных слушаний по его делу либо вообще не было, либо они откладывались.
Начальник ИЗ 45/1 Кресты полковник Александр Житенев уже неоднократно воспользовался данным ему правом по освобождению людей под подписку о невыезде.
- Это имеет отношения к тем, кто находится у нас не по тяжким статьям, - говорит Александр Житенев, - сидит, например, человек за мешок картошки, украденный в совхозе, или за мешок комбикорма┘ Так пусть на воле дожидается суда.
Сегодня Кресты могут составить конкуренцию по количеству тяжелобольных любому самому крупному инфекционному учреждению. По словам начальника СИЗО, только ВИЧ-инфицированных у него более тысячи человек. Они содержатся в изолированных корпусах. Никак не меньше больных туберкулезом. Так что говорить об эпидемии в пенитенциарных учреждениях - это вовсе не сгущение красок.
Ситуация с подсудимыми в Петербурге загнана в тупик. Ряды конвойных редеют с каждым днем. Суды вынужденно сидят без дела, подследственные ожидают решения своей участи, пребывая в ужасных условиях следственных изоляторов, содержание в которых в России ООН приравняла к пыткам. Министрам, похоже, вся эта ситуация глубоко безразлична.
Санкт-Петербург