В советское время летунов, северных соколов, небесных братьев, как их называли в народе, окружала на Севере всеобщая любовь, а их профессии неизменно сопутствовал престиж. Авиаторам вручали знамена передовиков, премии и правительственные награды, были у них и высокие заработки, благоустроенные квартиры. Даже в жены летчики частенько брали самых красивых девушек.
Семь чукотских аэропортов в ту пору самостоятельно развивались и соперничали между собой. Четыре наиболее крупных - Анадырь, Певек, Шмидт Билибино - принимали самолеты из Москвы, Хабаровска и Магадана. Интенсивно увеличивался поток грузоперевозок, строились аэровокзальные комплексы, закупалась новая авиатехника. Будущее выглядело безоблачным. В планах значилось, например, строительство бетонированных полос вместо грунтовых даже в самых мелких аэропортах Чукотки - Беринговском и Лаврентьевском. Намечали благоустроить и вертолетные площадки в отдаленных селах.
Молодые летчики после учебы охотно ехали на Чукотку не только за заработками - иметь отметку в трудовой книжке о том, что ты работал на Севере, было престижно. Это означало, что ее владелец вполне состоялся как авиатор.
Стремительный развал здешней авиации начался с началом экономических трансформаций. В миг увеличились цены на горючее, а следовательно, и на авиабилеты. Если прежде северянин за месячный заработок мог спокойно слетать в столицу России и обратно, то теперь путь только в один конец стоил столько, что породил невеселый анекдот: меняю двухкомнатную квартиру на два билета до Москвы.
А если учесть, что зарплату северянам порой не выдавали годами, станет ясно, отчего поток пассажиров катастрофически сократился. Уменьшился и объем грузоперевозок. Авиаторы уже не так пользовались спросом, поэтому уезжали с Чукотки в другие края. Из-за плохой ремонтной базы начала быстро выходить из строя техника. Например, до сих пор в Билибино, на Мысе Шмидта, в Анадыре можно увидеть ряды полуразвалившихся "Аннушек" и вертолетов Ми-4. Тогдашний губернатор автономного округа Александр Назаров затеял реформу авиации. Решено было создать на Чукотке единое летное подразделение - ГУАП "ЧукотАВИА".
В результате опустел городок авиаторов в Апапельгино, пришел в упадок аэропорт в Билибино. Стали "безлошадными" мелкие аэропорты вроде Залива Креста, Лаврентия, Мыса Шмидта. Авиация на Чукотке практически дышала на ладан - долги "ЧукотАВИА" выросли почти до миллиарда рублей. А количество пассажирских и других рейсов сократилось до минимума. Нерегулярными стали полеты в Москву, Хабаровск, Магадан. На Чукотке не было средств на приобретение авиакеросина.
И только с приходом нового губернатора жизнь у местных авиаторов изменилась - резко возрос поток грузовых и пассажирских перевозок. Прежде всего на Чукотке обосновались крупные компании - "Сибнефть" и другие. В регионе началось интенсивное строительство, а специалистов и грузы доставляют сюда авиацией. Администрация пошла даже на "принудительное" оживление местных авиатрасс. Посоветовавшись с жителями, за какую цену они стали бы летать из села в райцентр, решено было установить стоимость авиабилета в 500 руб. Только в прошлом году на эти цели из окружной казны была выделена 24-миллионная дотация. Еще 38 млн. руб. получили авиаторы на ремонт своей техники. В итоге объем авиаперевозок в прошлом году вырос в 2 раза.
Сегодня у "ЧукотАВИА" восемь исправных вертолетов, три пассажирских самолета Ан-24, грузовой Ан-25. Недавно приобретены с помощью окружной администрацией два Ан-3, Ан-2 и грузовой Ан-74. Теперь в Билибино, Певеке, Лаврентия, Заливе Креста базируется по одному вертолету, а остальные четыре - в Анадыре. Используют их в основном для доставки пассажиров, а также продуктов питания в села (там только вертолетные площадки) и обратно либо, например, для перевозки сельских больных в медучреждения округа. Только на этот год на рейсы санавиации запланировано в бюджете региона 70 млн. руб. Конечно, дешевле и выгоднее завозить в села продовольствие наземным транспортом (а летом речным), но, когда продукты завозятся в экстренном порядке, без авиации не обойтись.
Через воздушное пространство Чукотки пролегает 12 международных трасс. Ежедневно можно видеть пролетающие над Анадырем "Боинги". Проводкой их занимается компания "Чукотаэронавигация", входящая в единую государственную корпорацию, которая работает на гражданскую и военную авиацию. Предприятие это прибыльное и рассчитывает на расширение своей деятельности за счет новых международных авиатрасс.
Кроме того, немалый доход дает обслуживание самолетов, прибывающих из Москвы, Хабаровска, Омска. Администрация округа ведет работу по расширению авиасвязей внутри страны. Ведутся, к примеру, переговоры с "Красэйр": на юг, да и во многие другие места северянам выгодно летать не через Москву, а через Красноярск.
"Ахиллесовой пятой" местной авиации всегда было обслуживание пассажиров. Во времена ее упадка условия в аэропортах были поистине невыносимыми. Они и сейчас плохие: гостиницы дорогие, в зале ожидания холодно, буфеты не всегда работают. Однако в ближайшее время Анадырский аэропорт станет международным, поэтому идет подготовка к его реконструкции, займутся которой две польские фирмы.
Анадырь