Суды Санкт-Петербурга, районные и городская прокуратуры нынче завалены исковыми заявлениями обманутых пайщиков - тех, кто за свои кровные пожелал решить квартирный вопрос. Внесли деньги, проинвестировав таким образом строительство, а их взяли и обманули, продав жилплощадь во второй раз. Теперь у этих пайщиков - доля далеко не завидная. Многие снимают жилье, кто-то сторожит дачи, чтобы иметь крышу над головой, в общем, выкручиваются.
На сегодняшний день в Петербурге существует 18 очагов конфликта вокруг соответственно 18 многоэтажных жилых домов. Каждый такой инцидент сделал обездоленными десятки сотен людей, доверившихся строительным "пирамидам". Поэтому неудивительно, что толпы обманутых инвесторов пикетируют Смольный и другие структуры государственной власти с требованием защитить их права.
В такую же печальную историю попали активисты официально зарегистрированной общественной организации "Товарищество собственников жилья" (ТСЖ). Их многоэтажный дом состоит из трех корпусов, два из которых уже готовы на 90 и 65% соответственно, под третий вырыт лишь котлован. Однако башенные краны здесь давно бездействуют, нет ни одного рабочего, более того, двери подъездов и окна первых этажей наглухо заварены. Причиной тому - долгая, мучительная тяжба между заказчиком ООО "Инкост" и ЗАО "УНР-86".
В 1993-м городская мэрия выделила участок земли под застройку промышленному гиганту электронного приборостроения ОАО "Светлана". Однако финансовое положение предприятия в те годы было катастрофическим. Тут-то и всплыла организация-посредник - ООО "Инкост", которой и были переданы права заказчика на строительство дома. "Инкост", превратившись волею судьбы в собственника прекрасного участка земли напротив живописного городского парка "Удельный", не вложив в финансирование объекта ни копейки, подрядил для выполнения всего объема работ ЗАО "УНР-86", которое взвалило на себя еще обязанности инвестора. Вот тут-то строителям понадобились деньги дольщиков. Желающих долго искать не пришлось.
Когда второй корпус вырос до 12-го этажа, а в первый пайщики уже стали завозить мебель, объект арестовали по решению Арбитражного суда, инициированного "Инкостом". С помощью всевозможных юридических уловок организация-посредник решила отбить жилье у дольщиков. Для этого в первую очередь нужно было добиться расторжения договора со строителями - в этом случае пайщики могут иметь претензии только к УНР. Но у него своя правда: деньги уже вложены в объект и вернуть их невозможно. По результатам аудиторской проверки Генеральной прокуратуры выяснилось, что "УНР-86" вложило в строительство больше средств, чем собрало с дольщиков. При этом "вклад" "Инкоста" - лишь разрешительные документы на застройку территории, доставшиеся на "халяву", за что посредник получит 25% квартир. Как бы то ни было, решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области договор генподряда был расторгнут, на объект наложен арест, кто и когда будет его достраивать - неизвестно.
На сегодняшний день претензий ни к той, ни к другой фирме не предъявишь, поскольку одних прогнали с объекта, другие попросту не являются стороной договора. Юристы, разбиравшиеся в казусах этой истории, не исключают, что между двумя бодающимися организациями на самом деле существует хорошо спланированный сговор, ведь, выбросив пайщиков третьей очереди из этой цепочки, 86 "черных" квартир будут проданы дважды. Соискателям жилплощади предлагается выкупить свои квартиры по цене едва ли не вдвое больше первоначальной. Если они заключили договоры с ЗАО "УНР-86" о долевом участии в возведении дома из расчета 270 долл. за кв. м жилья, то на сегодняшний день среднегородская цена квадратного метра равна уже 400 долл. По сути, людям придется во второй раз покупать свою жилплощадь. При этом не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что деньги дольщиков по законам логики покрутились еще в "офшорах".
Что могут противопоставить этому бесправию люди, большинство из которых, чтобы заработать на жилье в Питере, оставили свое здоровье на Крайнем Севере? Они объединились, они стоят в пикетах, пишут о своей беде во все инстанции, в том числе и президенту России. Но все письма возвращаются в горпрокуратуру и администрацию города, откуда добросовестно приходят очередные отписки, суть которых сводится к тому, что ни заказчик, ни подрядчик не нарушили своих обязательств.
Понятно, что не признать правоту пайщиков невозможно, но и принять какие-то радикальные меры непросто, поскольку нет соответствующих федеральных законов в защиту инвесторов. В определенной степени этот пробел мог бы восполнить город, как это сделали в Москве, где разработан механизм защиты пайщиков. Но в Питере не удосужились принять таких мер. В результате инвесторов отдали на растерзание фирмам, способным лишь "стричь купоны". Непонятно, какими принципами руководствуются городские власти, допуская существование латифундий (систем землевладения) в лице каких-то сомнительных организаций-посредников на своей территории? Кстати сказать, именно "Инкост" приложил руку к аналогичному скандалу со строительной фирмой "Виадук", где точно по такому же принципу "кинули" инвесторов.
По-хорошему во всей этой ситуации следовало бы разобраться Управлению по борьбе с экономическими преступлениями МВД. И был момент, когда убэповцы проявили интерес к данной истории. Вот только объектом их пристального внимания стали┘ сами пострадавшие!
В тот день в актовом зале одной из школ Приморского района во внеурочное время дольщики проводили собрание товарищества, повесткой дня которого был сбор средств на адвоката для защиты их интересов в суде. Все делали по закону: бухгалтер вел реестр под роспись с учетом госпошлины, каждый взнос находился в отдельном конверте, даже номера купюр на всякий случай переписали. Когда собрание завершилось, вдруг объявились убэповцы. Сначала они, заявив о том, что ищут наркотики и оружие, произвели досмотр сумок. Когда они поняли, что этот фарс не выдерживает никакой критики, то проявили интерес к собранным деньгам. Им объяснили, что это за деньги и по какому поводу собирались. Тогда пайщиков обвинили в том, что они┘ собирали деньги на взятку чиновнику.
При составлении протокола задержания присутствовал начальник УБЭП Приморского района Игорь Васильев, он отдал указание изъять деньги, а дольщиков доставить в управление. Всю ночь их продержали в УБЭП, допрашивали всех по отдельности. Не выводили даже в туалет. Когда приехавшие следом родственники потребовали освобождения, сотрудники милиции цинично заявили, что, оказывается, никто никого и не держит. Лишь под утро пайщиков выпустили, но деньги назад не отдали. Чтобы вернуть их, им пришлось обратиться в адвокатское бюро.
Оказывается, можно работать оперативно, вот только явно не по заявлению простых граждан, а по наводке, судя по всему, заинтересованных людей, в чьих интересах запугать пайщиков, заставить их отступиться от своей борьбы и подарить квартиры.
Эту ситуацию я обсуждал с рядом опытных юристов, в том числе и с работниками Федерального управления юстиции по Северо-Западу. Один из них высказал толковую мысль о том, что пора бы в России возродить долговые тюрьмы, называвшиеся раньше ямами. Я подумал, что это неплохая идея, тем более что уже есть котлован под третий корпус дома - чем не долговая яма для генеральных директоров "УНР-86" и "Инкоста" господ Ясногородского и Вьюшина?!
Санкт-Петербург