Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на недавней встрече губернатора Пермской области Юрия Трутнева с президентом России Владимиром Путиным, было создание на основе ОАО "Пермские моторы" "Федерального центра двигателестроения". По мнению пермского губернатора, данная тема обсуждается уже достаточно давно, но без видимого продвижения. Согласившись с актуальностью этого вопроса, Владимир Путин поручил правительству ускорить работу в направлении создания центра.
История вопроса
О создании на базе пермского моторостроительного холдинга "Федерального центра двигателестроения" впервые заговорили год назад. Решением вопроса занялся вице-премьер российского правительства Илья Клебанов. Главный собственник "Пермских моторов" - холдинговая компания "Интеррос" - идею Центра вроде бы поддержал. С тех пор воз, как говорится, и ныне там┘
Пока суд да дело, "Интеррос" даром времени не терял. Только за несколько октябрьских дней прошлого года исполняющий обязанности генерального директора "Пермских моторов", "интерросовец" Дмитрий Харькин (поставленный взамен снятого Виктора Кобелева) подписал ряд документов, фактически выводивших активы "ПМ" на общую сумму около 300 миллионов рублей. Эти действия стали лишь очередным звеном многолетнего вывода активов с "Пермских моторов", методично осуществлявшегося "Интерросом".
Руководство областной администрации выступило с жесткими заявлениями в адрес "Интерроса". В начале ноября прошлого года губернатор Юрий Трутнев и генеральный директор холдинговой компании "Интеррос" Андрей Клишас подписали соглашение. В соответствии с ним в новом составе совета директоров "ПМ" должно быть изменено соотношение представителей "Интерроса" и других собственников. Количество "интерросовцев" должно было уменьшиться, а представителей государства - увеличиться.
В том же соглашении говорилось о том, что отныне решение собственниками любых проблем пермского моторостроительного комплекса должно непременно учитывать стратегические интересы Пермской области и не должно ущемлять права никаких акционеров. Также сторонами в нем признается, что успешное функционирование "ПМ" невозможно без завершения процесса реструктуризации ОАО, включая решение проблем налоговой задолженности и интеллектуальной собственности, и создания на его базе "Федерального центра двигателестроения".
Время показало, что это соглашение "Интерросом" не выполняется. Реструктуризация предприятия завершилась фактически полным выводом его активов. Вопрос о создании "Федерального центра двигателестроения" не решается. А легендарные конструкторские бюро и само моторостроительное объединение постепенно превращаются в пермскую "потемкинскую деревню" с прокламациями на фасаде типа: "Изготовим и поставим 321 двигатель ПС-90А!", "Установим 100 газотурбинных электростанций в Башкирии!"┘
Вялотекущая стагнация
После внеочередного собрания акционеров "Пермских моторов", прошедшего 26 декабря прошлого года, многие средства массовой информации поспешили радостно сообщить о том, что холдинг "Интеррос" передал управление пермским моторостроительным комплексом государству.
Действительно, в новый совет директоров "ПМ" вошли пять представителей государства. Однако остальные десять членов совета или напрямую представляют интересы "Интерроса", или же являются руководителями предприятий пермского моторостроительного холдинга, крупные пакеты акций которых принадлежат "империи Владимира Потанина". Стало быть, все они в той или иной степени будут проводниками политики "Интерроса", экспансия которого на Западный Урал продолжается.
По мнению ряда экспертов, в настоящее время "Пермским моторам" принадлежит не более 6% активов, внесенных в уставный капитал предприятия государством при учреждении этого АО. И не принадлежит ничего из того, что относится к моторостроению и промышленному производству.
Стараниями "Интерроса" из активов АО "Пермские моторы" выведены акции "Пермского моторного завода" (производство авиационных и промышленных двигателей), АО "Авиадвигатель" (моторостроительное конструкторское бюро), АО "Протон-ПМ" (ракетно-космические двигатели), АО "Редуктор-ПМ" (вертолетные редукторы), ЗАО "Каскад" (мотоблоки), а также дочерних предприятий - "Инструментальный завод-ПМ" (инструмент и оснастка производств), "Металлист-ПМ" (литье, кузница, механическая обработка), "Энергетика-ПМ" (энергетическая инфраструктура), бывшего "Авигаз-ПМ" (работа на объектах "Газпрома"), "Спардж-ПМ" (торговля и общественное питание), "Авиакомпания-ПМ" (авиационные перевозки), "Моторсервис" (обслуживание президентских самолетов и московского узла аэропортов), "Рэмос-ПМ" (изготовление и ремонт станков и стендов), "Железнодорожник-ПМ" (промышленный железнодорожный транспорт), "Керамос" (кирпичный завод).
Взамен утраченных производственных активов сформирована масса открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью с громкими названиями: "ПМ-правление", "Управление-ПМ", "Услуга-ПМ", "Перспектива-ПМ", "Промышленно-инвестиционная компания-ПМ" и ряд других, зарегистрированных, кстати, в одной из пермских деревень. Они представляют собой незатейливую и часто применяемую в российской действительности систему вывода активов и мелиорации финансовых потоков.
Сегодня все 38 260 акционеров АО "Пермские моторы" остались практически ни с чем, кроме долгов общества, а государство не включило холдинг в состав исполнителей федеральных целевых программ развития авиации на 2001-2015 гг. Вместо согласованной с государством реструктуризации в АО "Пермские моторы" "Интеррос" фактически провел глубокую реорганизацию с выводом подавляющего числа промышленных активов.
Пятилетка "Интерроса"
Весной нынешнего года исполнится ровно пять лет с тех пор, как крупный пакет акций "Пермских моторов", принадлежавший компании "Микродин", перешел к новому собственнику - финансово-промышленной группе "Интеррос". Этот юбилей вряд ли вызовет положительные эмоции и у властей Западного Урала, и у работников самого крупного промышленного предприятия региона, каковым являются "Пермские моторы". Ибо абсолютное большинство своих обещаний "интерросовцы" не выполнили и, похоже, выполнять не собирались┘
Лавинообразный процесс исхода промышленных активов из АО "Пермские моторы" стартовал с момента появления в декабре 1997 года в составе его акционеров компании "Пермский моторный завод", в уставный капитал которой его непермские учредители внесли вместо обещанных денег 37,27% акций АО "Пермские моторы". Компании "Интеррос-Авиа" удалось тогда сэкономить 184 миллиарда неденоминированных рублей.
В 1997 г. - после прихода "Интерроса" - убытки "Пермских моторов" выросли более чем вдвое, а акции, подскочив со ста рублей в январе 1997 г. в 20 раз - до 2000 рублей за штуку в июле, упали до своего номинала - 400 рублей. К 1998 г. АО "Пермские моторы" уже имело все признаки банкротства. Долги выросли до астрономической цифры. Было ясно, что их никогда не погасят.
В конце 1997 г., когда создавался "Пермский моторный завод", 49% акций "ПМЗ" перешло в собственность "Пермских моторов". По некоторым данным, сейчас "ПМ" принадлежит всего 10 акций "ПМЗ". Фактически это 0% уставного капитала. Это стало возможным благодаря решениям совета директоров "Пермских моторов", большинство в котором имели представители "Интерроса".
С тех пор как на завод пришли партнеры "Интерроса" из американской компании Pratt&Whittney, "Пермскими моторами" не было выпущено ни одного нового двигателя ПС-90А.
Есть мнение, что "Интеррос" по отношению к "Пермским моторам" с самого начал вел себя как типичный спекулянт. Его целью было выгодно перепродать акции "ПМ" тому, кто готов за них заплатить. Есть другое мнение, по которому считается, что четких планов в отношении "ПМ" у "Интерроса" не было. Что делать с заводом, никто не знал, поэтому какое-то время его акции просто валялись на балансе и все.
По всей видимости, "интерросовцы" собирались обанкротить "Пермские моторы". Рассказывают, что от процедуры банкротства "ПМ" московских собственников удержало лишь опасение, что потом введут такое же правило, как в банках, и относительно руководителей предприятий-банкротов: последние не смогут впредь занимать руководящие должности.
Тем не менее в 1999-2001 гг. большинство имущества и ценных бумаг, принадлежащих "ПМ", было выведено в другие АО. Так, были созданы два АО под одним названием - "Управление ПМ". Одно - открытое акционерное общество, другое - закрытое. В первом блокирующий пакет принадлежал "Интеррос-Пром", а во втором 100% - "Пермским моторам". Большинство активов выводилось в ОАО "Управление ПМ". А прессе сообщалось, что ничего страшного не происходит, ведь 100% "Управления ПМ" принадлежит "Пермским моторам".
Заседания советов директоров "ПМ" образца 1998-2001 гг., большинство в которых составляли "интерросовцы", напоминали распродажу. Мотивировка всегда была одна: "для обеспечения выплат в бюджет". При этом, судя по балансам, общая кредиторская задолженность "ПМ" начиная с 1998 года, не уменьшаясь, остается на одном уровне - 1 триллион рублей.
Так и не удалось найти следы государственного пакета в 29% уставного капитала АО "Авиадвигатель", которые в 1994 г. были переданы в управление "Пермским моторам". Зато в 2000 г. появился новый акционер: неизвестно откуда взявшийся пакет в 24% уставного капитала стал принадлежать структурам, входящим в состав американской компании UTC, чьей дочерней компанией является Pratt&Whittney. При этом всем процессом движения собственности пермского моторостроительного холдинга управляет только "Интеррос".
* * *
Словом, за прошедшие пять лет экспансии "Интерроса" в пермскую экономику крупнейшему промышленному предприятию региона был нанесен огромный ущерб. И каждый новый день пребывания этой группы на "Пермских моторах", боюсь, будет этот ущерб увеличивать. Более того, по некоторым данным, "интерросовцы" не оставляют мысли влиять и на пермскую политику.
Государство же, выступив с инициативой создания на базе "Пермских моторов" "Федерального центра двигателестроения", сказало "а". Но оно пока не торопится сказать "б", то есть воплотить эту идею в жизнь. И чем дольше будет эта затяжка, тем больше появится у "Интерроса" времени для того, чтобы с максимальной выгодой для себя завершить начатое разрушение пермского моторостроительного комплекса┘
Пермь