До начала контртеррористической операции в Чечне и последовавшей за этим смены власти в Кремле Ингушетия оставалась территорией относительно стабильного социально-экономического и политического развития. Федеральный Центр щедро финансировал экономические аппетиты местных элит, стараясь не обращать внимания на их "перпендикулярные" инициативы (заигрывание с Масхадовым, территориальные претензии к Северной Осетии, введение многоженства и т.д.). Контраст с мятежной Чечней шел на пользу молодой республике. Руслан Аушев играл в политический суверенитет при полной экономической зависимости от Центра и некоторых олигархических структур. Финансовые субвенции брал как должное в обмен на политическую стабильность в республике. Но с приходом Владимира Путина изменилось отношение к самодеятельности региональных вождей.
7 апреля жители Ингушетии будут выбирать не только президента, но и модель развития республики. Очевидно, что кандидаты, поддержанные бывшим президентом, Хамзат Гуцериев и его "дублер" Алихан Амерханов, постараются сохранить сложившийся статус-кво - режим, ориентированный на политический суверенитет и внеэкономические (теневые) механизмы управления. По оценкам экспертов, шансы на победу этой партии - партии олигархов - достаточно высоки. Но есть и альтернатива, представленная в лице Мурата Зязикова, Белана Хамчиева и Ахмеда Мальсагова. В сложившейся диспозиции они играют партию федералов, то есть работают по правилам российского президента.
Вариант победы партии олигархов наиболее предсказуем. Технология отработана. Тезис о том, что победу на региональных выборах в России можно купить, не вызывает ни у кого сомнений. Выборы становятся выгодным бизнесом: вложения в избирательную кампанию дают быструю прибыль. Антимонопольное законодательство в политике не действует, хотя политика у нас пока остается бизнесом.
Очевидно, партия олигархов (Гуцериев или Амерханов) пытается использовать технологии, апробированные в других регионах их предшественниками. По крайней мере их финансово-экономические спонсоры - известные предприниматели Михаил Гуцериев (нефть) и Якуб Белхароев (золото) - готовы вложиться. Один из кандидатов-олигархов опубликовал полный перечень личных финансовых пожертвований для ингушей за последние 10 лет. Здесь и оплата паломничества, и строительство мечети, закупка медикаментов и спортинвентаря для детей. Это своего рода счет к избирателям.
Но не все избирательные технологии здесь работают. Не потому, что ингуши живут богаче или среди них нет своих олигархов. Просто здесь не принято продавать свои голоса и работают другие закономерности, в большей степени связанные непосредственно с личностью кандидата, прежде всего с его родом и фамилией. В этом отношении одним из фаворитов предвыборной гонки можно назвать Ахмеда Мальсагова. Кроме административного ресурса, как премьер-министр и и. о. президента, он имеет дополнительный фамильный ресурс как представитель рода Мальсаговых - одного из самых знатных и многочисленных, давшего республике известных просветителей, ученых, писателей. Но в то же время последние данные социологических опросов показывают раскол клана Мальсаговых по вопросу о кандидатуре будущего президента.
В этом контексте контрастной фигурой является Мурат Зязиков. Его решение сменить фамилию отца (Боров) на фамилию матери (Зязикова) в лучшем случае вызывает удивление. Недаром он с трудом преодолел квалификационный барьер - едва набрал 2,5 тыс. подписей для регистрации в качестве кандидата. Новоиспеченный генерал ФСБ может рассчитывать на популярность среди ингушей только фамилии Казанцева, заместителем которого он является. Анализ общественного мнения жителей Ингушетии показывает, что поддержка извне - даже из Кремля - может привести к противоположному результату.
Для экономически отсталых субъектов РФ понятие "президент" остается в значительной степени условным. Любое экономическое решение так или иначе должно быть обеспечено финансами, которые надо просить у Москвы. В советское время при каждом крупном промышленном предприятии существовал штат так называемых толкачей - сотрудников, функцией которых было выбивание денег и проталкивание решений. Бывший президент с ролью толкача справлялся плохо. Ингушетия при Аушеве осталась "убыточным предприятием", банкротство которого невозможно по Конституции - количество субъектов РФ изначально задано.
В сложившейся ситуации в Ингушетии могут быть востребованы руководители новой формации - прагматики-технократы, реально оценивающие ограниченные возможности республики и безграничные полномочия Центра. Республике нужен профессиональный менеджер, даже кризис-менеджер, не политик, но практик, лоббист и ходатай, выражающий не только волю избирателей, но и интересы федеративного государства.
Время генералов кончилось. Наступает время госслужащих, способных квалифицированно подготовить, обсудить, согласовать, внести и протолкнуть необходимое решение. В этом отношении интересной представляется фигура Белана Хамчиева. Несмотря на молодой возраст (40 лет), он успел поработать на руководящих должностях всех уровней. В отличие от других кандидатов знает федеральную власть изнутри. Находясь на должности заместителя министра по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, занимался обустройством и жизнеобеспечением временно перемещенных лиц, выехавших в Ингушетию из Чечни.
Всякое гостеприимство имеет границы, даже кавказское. При 370 тыс. человек коренного населения длительное присутствие внушительного миграционного "десанта" может иметь самые негативные последствия. Наконец, разрушительное давление испытывают традиционно братские чечено-ингушские взаимоотношения. Некоторые политологи верно заметили, что президентом Ингушетии станет тот, кто вернет этих беженцев домой. Решение этой задачи по силе политику федерального масштаба. Из всех претендентов только один включил ее в свою избирательную программу.
Нынешняя избирательная кампания в Ингушетии, пожалуй, первая, когда на политической арене сошлись вместе лучшие представители ингушского народа. Какая бы партия ни победила, она может быть уверена, что параллельно в республике формируется сильная оппозиция. Независимо от итогов выборов уже сегодня можно сделать важный вывод - республика выходит из эпохи застоя.