Информация о возвращении Минатома России к намерению построить в районе карельского поселка Тикша вблизи российско-финляндской границы атомную электростанцию появилась еще прошлым летом в финской прессе. А когда она дошла до Карелии, председатель республиканского правительства Сергей Катанандов опроверг ее довольно спокойно: с местным руководством этот вопрос не обсуждался, значит, мол, таких планов быть не может.
Примерно так же он отреагировал на тревожные вопросы жителей горняцкого города Костомукши во время недавней отчетной поездки туда карельского правительства (правительственная команда совершает такие поездки буквально по всем районам Карелии в связи с близящимся началом кампании по выдвижению кандидатов во все структуры республиканской исполнительной и представительной власти). Между тем костомукшане утверждали, что изыскания в окрестностях Тикши продолжаются.
Это и стало поводом для главы правительства повнимательнее проверить слухи. И вдруг выяснилось, что проект строительства Карельской АЭС действительно заложен в некоей федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. с перспективой до 2010 г.
Возмущенный Сергей Катанандов сделал весьма резкое публичное заявление в адрес Минатома, пообещав поднять взволновавшую население проблему в российском правительстве, чтобы не допустить осуществления атомного проекта, который еще с 80-х годов прошлого века признан опасным и нецелесообразным. Ведь западные районы Карелии отличаются уникальной природной чистотой.
И снова в прессе развернулась острая дискуссия на тему АЭС, в которую включились ученые Карельского научного центра РАН и специалисты "Карелэнерго". По их оценкам, проект Минатома вряд ли осуществим в намеченные сроки, да и сомнителен в своей расчетной основе. Во-первых, еще не снят с повестки дня вопрос о сооружении нового блока Кольской АЭС в Мурманской области. Между тем производство энергии там даже сегодня можно считать избыточным, если ставится задача увеличения емкости линий электропередачи от Колы до границы с Финляндией, куда энергию собираются экспортировать за валюту. Во-вторых, научно обоснованные данные свидетельствуют, что для развития энергетики Карелия располагает значительными природными ресурсами - экологически безопасными, а главное, собственными.
Словом, разобрав тревожную идею по косточкам, ее успели разбить в пух и прах. Хотя некоторые высказывались в поддержку строительства АЭС. С одной стороны, Карелия остается энергодефицитным регионом, которому РАО "ЕЭС России" в нынешнем феврале впервые решилось ограничить за долги поставку электроэнергии с федерального рынка энергетических мощностей в очень ощутимых объемах, что и без того обострило критическое положение системы ЖКХ во многих районах республики. С другой стороны, в самой Финляндии, примерно в тех же краях, где проектировался карельский Атомград, неподалеку от российской границы, действует вполне безопасная АЭС.
Но в любом случае нынешняя шумиха вокруг АЭС носит скорее предвыборный характер. Сергей Катанандов первым успел заработать на ней очки в свою пользу. А реального повода для тревоги, возможно, нет вовсе. Есть подозрение, что та федеральная программа - устаревший предварительный вариант. Как разъяснил в ответ на "грозное" заявление главы карельского правительства пресс-секретарь Министерства РФ по атомной энергии Юрий Беспалько, "никаких подготовительных работ по этой тематике в Минатоме не ведется". Его внимание, оказывается, действительно сосредоточено на Кольской атомной станции, "которая должна внести решающий вклад в энергообеспечение Северо-Западного региона России". Но если после такого официального разъяснения информация о продолжении изысканий по Карельской АЭС каким-то образом подтвердится?
Петрозаводск