Российская лесная отрасль нуждается в инвестициях. На ремонт цехов и замену устаревшего оборудования требуются большие деньги. Потенциальный доход от лесопромышленного комплекса может составить 100 миллиардов долларов в год, но для этого нужно модернизировать производство, привлечь капитал со стороны.
Сейчас всерьез обсуждается вопрос о создании единого федерального органа, который бы занимался проблемами лесной отрасли. О том, что Министерство лесного хозяйства необходимо, за последнее время высказались и лесопромышленники, и политики. Даже финские бизнесмены, готовые построить в России новые целлюлозно-бумажные комбинаты, просят сперва навести в отрасли порядок, разобраться с криминалом, гарантировать их от возникновения некоммерческих рисков.
Российские власти обратили наконец внимание на проблемы лесной отрасли. Не успел затихнуть скандал вокруг Братского ЛПК (где владельцы комплекса "воевали" со своими кредиторами), как заговорили о серьезных нарушениях, допущенных на других крупных предприятиях лесной отрасли. Вспомнили о невыполненных компанией "Илим Палп" условиях инвестиционного конкурса по продаже Котласского ЦБК.
И тут появилась еще одна проблема - привычные некоторым "лесовикам" теневые схемы использовались не только при покупке леса, но и при покупке предприятий лесной отрасли.
Бюллетени и отчеты Счетной палаты в этом плане - просто кладезь сенсационных фактов. За последние годы государственные аудиторы проверили состояние нескольких крупных лесопромышленных комплексов - на некоторых из них были выявлены серьезные нарушения закона.
22 февраля в Сыктывкаре прошло выездное заседание Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. Место встречи было выбрано не случайно: Сыктывкар - это не только главный город Республики Коми, но и столица лесной отрасли. Неудивительно, что наведение порядка в российском лесу начали именно там.
Далеко ходить не надо. Местный лесопромышленных комплекс, по информации Счетной палаты, был приватизирован с нарушениями закона.
"Разгосударствление" Сыктывкарского ЛПК проходило весьма оригинально. Когда комплекс приватизировался, отечественные компании "Илим Палп Энтерпрайз" и "Менатеп" проявили интерес к 15-процентному пакету акций предприятия. Правительство Республики Коми, намеревавшееся реализовать этот пакет, могло получить за него хорошие деньги.
Но вместо этого обменяло акции предприятия на акции коммерческого фонда.
Такая же судьба постигла еще 5% акций Сыктывкарского ЛПК. Обменять их на свои "ценные бумаги" позволили компании "Коммос 2".
Из постановления коллегии Счетной палаты РФ (# 26 (218), 2000 г.) следует, что упущенный доход для федерального бюджета в ходе передачи акций частным фирмам и лицам составил около 5 миллиардов рублей. Аудиторы пишут: "Сделки подлежат признанию недействительными в соответствии со статьей 30 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Все акционеры ЛПК - сегодняшние и потенциальные - серьезно рискуют: приватизация предприятия проходила с серьезными нарушениями закона и любые сделки с его акциями могут быть оспорены в суде. А значит, речь идет о возможном возврате акций в государственную собственность.
Если это произойдет, по инвестиционному климату России будет нанесен ощутимый удар. Не страшно, когда в судебном порядке сомнительные сделки вокруг акций огромного комплекса признаются недействительными. Страшно, когда это происходит с запозданием, причиняя вред инвесторам, имиджу страны, ее власти и репутации всего российского бизнеса.
А ведь избежать подобного развития ситуации легко. Государство должно всего лишь вовремя реагировать на выявленные нарушения (проверка Счетной палаты проводилась в 2000 году, но никто и пальцем о палец не ударил, чтобы принять по ее результатам какие-либо меры!) и предпринимать адекватные действия.
Остается надеяться, что последние события заставят государство занять более внятную позицию.