Заместитель томского губернатора по промышленному, лесному и нефтегазовому комплексу Леонид Быстрицкий, уходя на днях из областной администрации на свое родное биотехнологическое предприятие, посоветовал своим бывшим коллегам по власти "больше и лучше заниматься кадровой политикой". По его наблюдениям, здесь "все еще много тех, кто работал во времена Лигачева, их мало кто знает, но от них много что зависит".
Легко можно представить мотивы, которые двигали Быстрицким при решении покинуть пост: невозможность реально влиять на процессы в области, и отсутствие сплоченной команды. В активе же нынешней команды, если следовать логике Быстрицкого, только способность "руководить". Да и чем руководить? Ныне все объекты - это в основном частная собственность. Управлять ею командно-административными методами уже нельзя, а как этого требует рыночная экономика, еще не в состоянии. Это прекрасно показал многострадальный областной закон об едином налоге на вмененный доход.
Вспоминается история с приватизацией ВНК. Тогда при ее подготовке администрация не предприняла никаких попыток повлиять на этот процесс в интересах области. Но Виктор Кресс тогда публично заявил: "Область никогда ни под кого не ляжет - ни под Ходорковского, ни под какого-нибудь Сидорова".
В то же время губернатор призвал население поучаствовать в приватизации компании. Чем этот авторитетный призыв обернулся для "миноритарных" акционеров, хорошо известно. Пришлось брать у того же ЮКОСа крупные займы, мириться с проникновением нефтяников на ключевые посты во властных структурах и со все большим их влиянием на положение дел в области.
Приватизация имела довольно неожиданное кадровое продолжение летом и осенью 1998-го в ходе проводимого в то время губернатором очередного изменения схемы управления. Внезапно, практически через месяц после того, как новая схема управления была утверждена областной Думой, губернатор выступил с инициативой ее корректировки - предложил ввести должность второго первого заместителя губернатора, в обязанности которого и входило бы курирование нефте- газового комплекса. И человек на должность был подобран соответствующий - бывший президент ВНК Леонид Филимонов. Но по иронии судьбы в тот самый день, когда новую инициативу рассматривали в Думы, Филимонов уже обустраивался в Москве на новой должности в правлении ЮКОСа. Губернатор сказал, что кабинет будет ждать только Филимонова. Должность тихо умерла. А в отношении администрации стало ясно: ситуацией она не владеет.
Если не вдаваться в детали, то же самое можно сказать практически о любой из отраслей областной экономики. Здесь и Томский нефтехимический комбинат, за который сейчас крупные структуры ведут борьбу, но областная власть так и не высказалась внятно с изложением своей позиции. Притчей во языцех стало качество управления областной собственностью. А такие, с позволения сказать, "инвестиционные проекты", как ликероводочный и спиртовой заводы, неоднократно подвергались резкой критике в местных СМИ. Много лет говорится о необходимости навести порядок в лесной отрасли. А те проекты, которые так или иначе реализуются при поддержке областной власти, терпят провал за провалом.
Параллельно с вышеупомянутыми подвижками в структуре обладминистрации появились публичные намеки на то, что подпись губернатора денег стоит - так, мол, работают его заместители. По сему случаю управляющая делами обладминистрации Тамара Мордовина даже провела специальный брифинг. "Такой бизнес однозначно не может процветать в администрации области", - сказала она.
Правда, исследования местных экспертов если не говорят напрямую о коррумпированности томских чиновников, то по крайней мере свидетельствуют о наличии известных проблем. Такое исследование провел Евгений Гавриленко. По его мнению, у администрации до сих пор нет объективных критериев для оценки эффективности и конечного результата работы тех или иных подразделений аппарата, а также их руководителей.
То, что не все благополучно в правящей команде, не мог скрыть и сам губернатор Виктор Кресс в своем недавнем послании областной Думе. "Если быть самокритичным, - сказал он, - то надо признать, что и структура государственного управления на территории Томской области далека от совершенства".
Любопытно, что ближайшее окружение губернатора проблем управления не видит. Вячеслав Наговицын, первый заместитель губернатора, глава правительства, считает, что никаких сомнений ни у кого по поводу создания правительства не возникает. Единственное, что волнует "премьера", - это то, что возглавляемое им правительство существует без прав юридического лица. Заместители губернатора оказываются в двойном подчинении. Мол, поручение-то я им дать могу, а вот спросить в полной мере за выполнение - уже проблема.
О наличии внутренних серьезных проблем в областной администрации лучше всего говорит ситуация с ключевыми фигурами - первыми заместителями губернатора. До недавнего времени их было трое. Но Владимир Пономаренко, на котором держались основные вопросы (бюджет, экономика), вынужден был покинуть администрацию (ушел на должность генерального представителя ЮКОСа при областной администрации) после того, как в схеме управления появилось "правительство". Публичная активность третьего "первого" - Владимира Жидких, курирующего силовой блок и "общие" вопросы, его амбициозные заявления, идущие вразрез с духом команды, позволяют делать выводы о наличии у него собственных дерзких политических устремлений - возможно, губернаторских.
Действительно, губернатор согласился, что проблем с кадрами достаточно. Но какой он видит выход из сложившейся ситуации, тем более что в следующем году предстоят губернаторские выборы, в которых Кресс вновь собирается участвовать? Как ни странно для профессионального политика, но выход губернатор видит сугубо инструментальный или механистический. "Не хочу забегать вперед, - говорил он, - но мы вскоре запустим программу, которая будет готовить кадры для нашего региона".
Сейчас подготовлена "стратегия Томской области". Но этот документ бурного общественного интереса не вызвал. На коллегии областного правительства, рассматривавшего этот многостраничный документ, выяснилось, что познакомились с ним даже не все члены правительства┘
Томск