Активность Совета Федерации и его руководства становится все более заметной. Правда, обида за российских олимпийцев выбила сенаторов из равновесия, однако, подумав, они поостыли и отказались от намерения рассматривать "проблему Солт-Лейк-Сити" на своем пленарном заседании. В других сферах сенаторы действуют более хладнокровно и расчетливо и находят вполне подходящие объекты для приложения сил. Во всяком случае, последние инициативы СФ проходят по самым болевым точкам - долги по зарплатам (сенаторы предлагают давать регионам на эти цели дополнительные дотации за счет уменьшения средств, направляемых в финансовый резерв), бедственное положение села (также внесены предложения финансового характера), реформирование вооруженных сил.
В "армейском" вопросе председатель СФ Сергей Миронов пошел в известной мере против течения, заявив, что отказаться от призыва на военную службу сегодня невозможно - Россия может потерять мобилизационные резервы. Однако Миронов считает вполне реальным сократить срок службы по призыву до полугода. В доказательство спикер ссылается на свой опыт: "В течение этого времени, - я это знаю на собственном примере, - вполне можно обучить солдата".
Нынешний состав СФ формировался в полуэкспериментальном режиме, поэтому оказался весьма неоднородным, местами неожиданным. Не всегда отчетливо видна, не всегда убедительна связь между регионом и его сенатором. Не случайно уже сейчас, едва этот процесс завершился, Сергей Миронов заговорил о будущих принципах формирования российского сената. По его мнению, в будущем Совет Федерации должен формироваться на основе прямых тайных выборов населением. Миронов считает, что "есть механизмы, которые позволяют это делать, не меняя Конституции, есть интересные наработки, такие законопроекты сейчас готовятся", и добавил, что "рано или поздно такой законопроект будет принят".
Если прогнозы спикера сбудутся, то тем более реальной и эффективной сможет стать главная работа сенаторов: законодательство, а именно - учитывая изначальную "региональность" верхней палаты - координация законотворческой деятельности на межрегиональном уровне, о которой в СФ заговорили совсем недавно как об одном из важнейших направлений деятельности. Планируется, что работа эта будет идти не "в пределах Садового кольца", намечаются выездные сессии профильных комитетов и круглые столы с участием региональных законодателей в федеральных округах. Как сформулировал задачу первый заместитель председателя палаты Валерий Горегляд, "цель этой работы - мониторинг и совершенствование уже действующего законодательства, а также в том, чтобы избежать дублирования в законотворческой работе регионов".
К совершенствованию законодательства российские граждане по привычке относятся настороженно, однако обнадеживает декларируемая руководством СФ приверженность к постоянству основ. По словам Миронова, "точка зрения Совета палаты - Конституцию сейчас не надо менять даже во имя благих намерений".