Экологические проблемы в мире имеют экономическую природу. У нас - криминальную. Экологией в России в первую очередь занимается прокуратура. Только за 2000 год выявлено 56 тысяч (!) экологических правонарушений. Зоны экологического бедствия растут как грибы (города Ангарск, Братск, Каменск-Уральский, Орск, Карабаш, Магнитогорск, Кирово-Чепецк). Пора задуматься о причинах.
Возьмем конкретный пример: КЧХК - "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Константинова" (Кировская область). До 1993 года комбинат входил в систему Министерства среднего машиностроения (Минатом) и участвовал в государственных программах по переработке и захоронению радиоактивных материалов. Затем был приватизирован, и с этого момента внимание руководства теперь уже ОАО КЧХК было практически полностью сфокусировано на коммерческом производстве аммиака, минеральных удобрений и фторполимерной продукции. Работы по переработке и захоронению радиоактивных материалов были практически прекращены. Более того, комбинат без ведома государства стал использовать законсервированные мобилизационные мощности и могильники глубинного захоронения.
О последствиях нетрудно догадаться. Хранилища радиоактивных отходов, а это 437 тысяч тонн отходов в черте города, разрушаются. Радиоактивные материалы начинают разноситься грунтовыми водами, покрывая все большие площади. Технологические сбросы коммерческого производства комбината усугубляют ситуацию. По результатам проведенных в 2001 году обследований выявлены участки загрязнения в пойме реки Вятки, в 22 раза превышающие допустимые нормы, а также обнаружены зоны аномального загрязнения, превышающие допустимые нормы в 1200 раз. Обследование показало, что без принятия срочных мер весьма вероятно попадание химических и радиоактивных загрязнений в реку Вятку, а это уже экологическая катастрофа для всей Кировской области.
Таково реальное положение дел. И любой здравомыслящий человек понимает, что частный бизнес не будет принимать никаких срочных мер. Да и возможностей у частного бизнеса едва ли достаточно для решения проблем такого масштаба. Поэтому совершенно ясно, что с приватизацией экологически опасных объектов (да еще связанных с обороноспособностью РФ) мы поторопились. К тому же сама приватизация КЧХК проводилась с нарушением законодательства. А теперь вдобавок комбинат постоянно нарушает Федеральный закон "Об охране окружающей среды", не говоря уже о существенных финансовых злоупотреблениях, о чем косвенно свидетельствуют результаты хозяйственной деятельности комбината (рентабельность активов и собственного капитала в 10 раз меньше, чем в среднем по однотипным предприятиям; зарплата - в 2,3 раза меньше, материальные затраты на производство - в 5,6 раза больше). До сих пор не выведены из уставного капитала ОАО КЧХК и не включены в состав мобилизационных мощностей здания, являющиеся неотъемлемой частью производства тетрафторида и гексафторида урана, что было необходимо сделать в соответствии с программой приватизации. Часть этих зданий переоборудована под коммерческое производство, часть - находится в аварийном состоянии. Теперь при запуске этих мощностей для выпуска военной продукции потребуется значительное время и большие капитальные вложения. Вопреки государственной программе приватизации не выведены также из уставного капитала ОАО КЧХК защитные сооружения гражданской обороны, объекты незавершенного строительства и другие активы комбината. Понятно, что в конечном итоге здесь речь идет уже о нанесении ущерба обороноспособности РФ.
Самое удивительное во всей этой истории - у государства контрольный пакет акций, но представители Минатома к управлению предприятием не допущены. Позиция Минимущества России просто удивляет.
Возникает вопрос: что делать? С точки зрения здравого смысла ответ очевиден: объект необходимо срочно передать в ведение государства, например под управление Минатома, и в авральном порядке проводить природоохранные мероприятия. Законных оснований для этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Единственное, о чем надо помнить, - проблема требует срочного решения. Правительство и Генеральная прокуратура должны помочь руководству комбината. Сегодня дирекция КЧХК может отделаться малой кровью, а завтра, когда произойдет экологическая катастрофа, будет отвечать за совершение тяжелейшего уголовного преступления.