В 1993 г. в Турции произошло ЧП, напрямую связанное с Дагестаном. В Махачкале скрывали, что некий Бекир-бей, житель Турции, избил до смерти учащегося Альберта Абдуллаева, уроженца селения Татляр Дербентского района. Подробности этого преступления стали известны почти через 10 лет - когда из Дагестана стали выдворять турецких граждан.
Первые лицеи и колледжи, где преподают иностранные педагоги, появились в России в начале 90-х. Не миновала чаша сия и Дагестан. Здесь прочно обосновались турецкие колледжи в Махачкале, лицеи в Дербенте и Буйнакском районе. Теперь же Дагестан избавляется от этих учебных заведений.
Начиналось все с рекламы. 5-10-минутные ролики, демонстрирующие оснащенные компьютерами классы, не могли не возыметь должного действия в республике, где в начале 90-х в обычных общеобразовательных школах наличие даже одного компьютера было роскошью. Голос за кадром рассказывал, что абитуриенты, имеющие дипломы дагестано-турецких колледжей (ДТК), могут легко поступить в самые престижные вузы Москвы и Турции. Правда, обучение платное, но, учитывая заманчивость предложения, деньги за иностранный диплом - деталь второстепенная. В учебное заведение принимались только мальчики-отличники, которые еще не перешли в 7-й класс. Таким образом, турки брались обучать детей, уже имеющих надежные базовые знания.
Родителей, чьи чада обучаются в колледже, за год раскошелили на 5 тыс. рублей. Дагестанская сторона ни на что не тратилась, кроме как на зарплату нескольких своих сотрудников. Турки арендовали здания под колледжи, производили ремонт и оснащение аудиторий дорогостоящим оборудованием и мебелью. Обеспечение литературой, учебными пособиями и выплата зарплаты турецким педагогам также входили в их обязанности. На вопрос, почему турки обучают наших детей себе в убыток, директор Махачкалинского ДТК Магомед Хайбулаев лишь пожимал плечами.
Возможно, дагестанское руководство ДТК не интересовали причины, по которым турки вкладывают деньги в образовательные проекты. Но тут грянул гром среди ясного неба: из Дагестана выдворены 10 граждан Турции, сотрудников и преподавателей ДТК, "за деятельность, несовместимую с правовым статусом".
В "Договоре о создании ДТК" говорится, что учредителями являются Министерство народного образования РД и негосударственная турецкая организация "Торос". Что это за "Торос" и почему негосударственная организация выдает государственные дипломы?
В поисках ответа выявились некоторые любопытные факты деятельности дагестано-турецких учебных центров. Финансирование этого проекта покрыто сплошным туманом. В договоре не оговорены годовой бюджет, долевое участие турецкой стороны, каналы поступления и расходования денег. Более того, если следовать букве Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иностранные граждане имеют право на педагогическую работу в России лишь после аккредитации в Минобразования РФ. В подавляющем большинстве преподаватели ДТК не имеют подобного документа. Практически ни один из них не проверялся на предмет соответствия дипломов и профессионального уровня российским стандартам. А ведь Россия и Турция не заключали договор о взаимном признании дипломов о высшем образовании.
Выходит, что почти 10 лет дагестанских детей обучали иностранцы с турецкими дипломами, не имеющими заключения Минобразования РФ об их пригодности. Можно ли вообще говорить о гарантии качества образования, если гуманитарным дисциплинам детей обучает специалист с экономическим образованием? После обнародования в прессе этого факта руководство ДТК засуетилось и принялось срочно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Аккредитацию наспех заполучили в одном из петербургских институтов, колледжи переименовали в лицеи, а вездесущему журналисту анонимы напомнили, что жизнь прекрасна и удивительна, а потому не стоит касаться темы колледжей.
Вероятно, дагестанская сторона испугалась, что предметом расследования могут стать не столько финансовые операции, сколько возможность политической окраски деятельности ДТК, после чего может встать вопрос о возможности его дальнейшего существования. Если побольше узнать о "Торосе", то выяснится, что за ним стоит полулегальная организация "Нурджулар", известная в самой Турции как радикальная исламская. Вслед за первыми публикациями о том, "почем дагестанский сыр в турецкой мышеловке", появились и рассказы выпускников и бывших учащихся ДТК. Все они были едины в том, что преподаватели в колледже - из "Нурджулар", которых дагестанцы называют нуриками. Диплом, который выдают по окончании колледжа, соответствует уровню начальной турецкой школы. Кормят не очень, зато все учащиеся соблюдают обязательный мусульманский пост. И педагоги, и учащиеся молятся. Для чего же "Нурджулару" понадобилось учить дагестанских мальчиков?
Десять лет Турция финансирует образовательный проект, заведомо не сулящий прибыли. Весьма сомнительны заверения представителей "Тороса" о том, что их благотворительность подпитывается спонсорством предпринимателей из Анталии. Несмотря на неправительственный характер "Тороса", постоянно растущие объемы финансирования позволяют говорить о "государственных" нетрадиционных источниках, материальное положение которых существенно отличается от положения мелких торговцев из Анталии.
По мнению специалистов, "Торос" создан "Нурджуларом" для укрепления своих позиций в Северо-Кавказском регионе. Лидер "Нурджулар" - религиозный и политический деятель Фетхуллах Гюлен - известен тем, что в 1971 г., будучи проповедником одной из мечетей Измира, был осужден на 3 года за деятельность, направленную на создание в Турции исламского государства. 13 сентября 1980 г. была предпринята очередная попытка арестовать Гюлена, но ему удалось скрыться. Наконец, задержанный силами безопасности в 1986 г., по инициативе высших должностных лиц он был освобожден.
Любопытно, что Минобразования и Минкультуры Турции отрицают свое участие в образовательных программах Гюлена и фонда "Торос". В самой Турции местные власти не позволили Гюлену открыть ни одного учебного заведения. Известно высказывание лидера "Нурджулара": "Наша задача - не вступать в конфликт с представителями государственной власти на местах. Мы должны формировать у детей и молодежи исламское мировоззрение. Джихад - серьезная ошибка исламистов, это крайняя форма борьбы. Свои цели мы достигнем, не прибегая к джихаду, а распространяя свое присутствие по всей России и постепенно захватывая власть". Это не может не вызывать беспокойства с учетом того, что сегодня, по разным данным, в Турции обучаются около 200 дагестанцев. О том, как живется в Турции выпускникам ДТК, рассказывают они сами. Те, кто добровольно становится нуриком, обеспечиваются бесплатными поездками по стране, им предоставляется свободное посещение занятий, отдельная квартира и материальная помощь. За эти блага молодые люди приобщаются к религиозному течению и сотворяют себе кумира в лице Гюлена.
После опубликования этих фактов в некоторых местных СМИ появились обращения представителей родительского комитета Махачкалинского ДТК, интервью его директора, нападки на журналиста и издание, осмелившихся "охаять великолепное учебное заведение". Но все эти старания оказались напрасны. Прокуратура РД провела комплексную проверку на предмет изучения правомерности открытия в Дагестане совместных учебных заведений и, в частности, соблюдения ими налогового законодательства. В ходе нее выяснилось, что Закон РФ "Об образовании" не регламентирует порядок создания международного образовательного учреждения типа ДТК, если в данном вопросе нет федерального обязательства по международным соглашениям. А по своей организационно-правовой форме колледж не относится ни к государственным, ни муниципальным, ни к частным, ни к общественным, ни даже к религиозным организациям.
Согласно ответу Министерства образования России на запрос дагестанской прокуратуры, "создание колледжа, по всей видимости, осуществлялось в соответствии со статьями 11, 57, п. 2 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года. Несущественная на первый взгляд дата вступления в силу закона сыграла решающую роль в судьбе колледжей. Дело в том, что приказ МО РД "О создании ДТК" вышел 2 июля 1992 года. Очевидно, что колледж создан за 8 дней до выхода в свет существующего закона. Казалось бы, мелочь, но если в течение 10 лет дагестанские власти закрывали глаза на деятельность ДТК, то теперь ситуация круто переменилась.
Только в период с 1995 по 1999 год правоохранительными органами республики к уголовной ответственности привлечены девять граждан Турции, участвовавших в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований Чечни. И естественно, что само существование на территории РД представителей негосударственной турецкой организации оказалось под большим вопросом. И все же прокуратура обратилась в суд с далеко не политическим иском. Ответчики по делу - правительство и Минобразования РД. Процесс состоялся 16 ноября 2001 г., на следующий день после начала суда над Радуевым. В дагестанской судебной истории нет аналогов разбирательства, в котором республиканская прокуратура призывает к ответу и правительство, и министерство. Иск касался только одного момента - официального: нарушение законодательства при создании дагестано-турецких лицеев. Несмотря на противодействие со стороны отдельных высокопоставленных чиновников Дагестана, Госсовет и правительство поддержали действия правоохранительных органов. После суда представитель правительства сказал: "Мы не располагаем фактами и доказательствами антигосударственной деятельности турецкой организации. Но если существует даже предположительная опасность, то Госсовет и правительство предпримут все, чтобы оградить от нее Дагестан". Достаточно разумный вывод для республики, которая на себе испытала всю горечь исторической трагедии Чечни и ваххабитских сел Карамахи и Чабанмахи. Дагестан хорошо усвоил, что экстремизм, подкрепленный идеологией и долларовыми влияниями, прочно внушенный с юношеского возраста, трудно поддается лечению.
И все же точка в этой истории еще не поставлена. Прокуратура Дагестана решила идти, что называется, до конца и ликвидировать дагестано-турецкие лицеи окончательно и бесповоротно. Но в конце января, когда в том же суде рассматривался повторный иск, решение так и не было вынесено. Более того, суд счел необходимым направить материалы дела на дорасследование в Москву. Пакет документов из Советского райсуда Махачкалы отправился в МИД РФ.
Махачкала