"Это - не стратегия. Это - слабость", - заявил на днях в интервью англоязычной газете "Moscow Times" главный энергетик России Анатолий Чубайс. Далеко не лицеприятный эпитет глава РАО "ЕЭС России" адресовал правительству страны. По мнению Чубайса, российские власти проводят "слабую" тарифную политику.
"Слабость" государственной политики в вопросе регулирования тарифов естественных монополий заключается лишь в том, что ведомству Чубайса и другим монополистам не дали возможности полностью утолить собственные аппетиты. РАО "ЕЭС", например, рассчитывало поднять тарифы на свою продукцию, то есть на электроэнергию, на 48%. Правительство же распорядилось: энергетики с 1 марта смогут поднять тарифы в среднем на 18%. Теперь-то становится понятно, с чего вдруг Чубайс стал искать у государства слабые звенья. В России говорят: на обиженных воду возят. Однако "хранитель электрического стула" в водовозы подаваться не собирается. Не привык Чубайс к компромиссам. Прекрасное качество для чиновника. Если, конечно, оно не проявляется в противостоянии с государством, которому тот вроде как должен служить.
Но теперь российский энергетик номер один, похоже, воспринимает государство как врага своего. "Страх перед тем, что Россия превращается в полицейское государство, существует не только на Западе, но и здесь. Мы не можем закрыть глаза и сказать, что это глупости. Нет, это серьезно. Существуют политические силы не очень далеко от Путина, которые поддержали бы именно такой характер развития России". Это - выдержка из интервью главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса газете "Financinal Times". И правительство для Чубайса "слабое", и Россия скоро станет, по его словам, "полицейским государством". А на международных экономических форумах "самый главный энергетик" вроде бы пытается завлечь в нашу страну инвестиции. По крайней мере так он сам рассказывает. Только после его откровений о "полицейском государстве" в государственную роль Чубайса верится с трудом.
Такая открытая конфронтация делает самого Чубайса слабым звеном в правительственной машине. С треском рушится его статус неформального члена правительства и государственного представителя в различных акционерных обществах. В первую очередь это может ударить по положению Анатолия Чубайса в созданной месяц назад "Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы" (ФСК).
ФСК учреждена 25 января в рамках программы реформирования энергетики. В компанию будут переданы все магистральные сети РАО "ЕЭС", а в 2003 году она начнет приобретать высоковольтные сети у других собственников и определять сетевые тарифы. По плану энергореформ в совете директоров ФСК большинство должно принадлежать российским властям. В совет директоров ФСК вошли 13 человек. Получается, что не меньше 7 из них должны выражать интересы государства. Кто же вошел в эту семерку? Вице-премьер Виктор Христенко, министр госимущества Фарит Газизуллин, глава Министерства экономического развития Герман Греф, министр атомной энергии Александр Румянцев, министр по антимонопольной политике Илья Южанов, глава энергетического ведомства Игорь Юсуфов, президент Национального резервного банка Александр Лебедев и┘ глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс.
И если расхождение интересов руководства РАО "ЕЭС" и государства, проявившееся в ходе жесткой борьбы за размер повышения тарифов или за контроль над энергетическими структурами, осталось "незамеченным", то после публичных выпадов Чубайса против политической системы в стране игнорировать разногласия больше невозможно.