В начале февраля 2002 года в нашей стране официально прекратила свое существование практика лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Для того чтобы исправить ситуацию и поставить надежный заслон на пути превращения института арбитражных управляющих в "бюро выполнения заказов" со стороны недобросовестных коммерческих структур, необходимо скорейшее принятие поправок в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". В принятии этих поправок сегодня заинтересованы все, кроме, пожалуй, некоторых компаний, привыкших решать свои проблемы простым и доступным способом - назначением "своего" арбитражного управляющего на интересующее их предприятие-банкрот.
На прошлой неделе Комитет по экономической политике Совета Федерации рассматривал предложение Госдумы о скорейшем принятии поправок к Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". И, к сожалению, пока рекомендовал сенаторам это предложение отклонить. Чем же вызвано такое странное решение?
О простой и удивительно эффективной схеме захвата чужой собственности с помощью арбитражных управляющих знают сегодня, пожалуй, все. Одно за другим производства-гиганты и градообразующие предприятия переходят под контроль коммерческих структур. Причем в большинстве случаев этот переход означает первый шаг к полному разграблению жизнеспособного завода, комбината, фабрики.
В последние годы в России расцвел новый тип бизнеса. Не надо строить, не надо вкладывать деньги, не надо думать об инвестициях. Достаточно заручиться поддержкой какого-нибудь урюпинского судьи и - дело в шляпе. Законные собственники приглянувшегося завода выставляются за двери проходной, а прикормленный арбитражный управляющий направляется "спасать предприятие от банкротства". В результате такой деятельности в настоящее время банкротами признаны 15 тысяч предприятий, а сумма их кредиторской задолженности - 1 трлн. рублей - сопоставима с бюджетом РФ на 2002 год.
Интересно, что занимаются подобного рода "проектами" не только безвестные мошенники, но и авторитетные - вроде бы - бизнесмены. В кулуарах Госдумы после обсуждения необходимости восстановления ответственности арбитражных управляющих за совершенные ими действия депутаты называли компании, чья "успешная" деятельность в вопросах активного использования банкротства в своих интересах широко известна. Безусловным лидером в этом процессе большинство называют небезызвестную компанию "Альфа-групп".
Сегодня арбитражным управляющим может быть назначен любой гражданин России. Опыт, репутация, образование, профессионализм - их можно учитывать, а можно и нет. Баба Нюра с тремя классами церковно-приходской школы де-юре вправе возглавить "пошатнувшееся" производство с миллиардным оборотом.
Баба Нюра - не худший вариант. Куда страшнее и опаснее тот, кого "заслали" недобросовестные конкуренты. Потому что теперь они без труда поставят того, кто им нужен.
В Совете Федерации предлагают подождать, когда выйдет Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", где установлены механизмы контроля над деятельностью арбитражных управляющих. Однако этот закон поступил в Госдуму из правительства лишь в конце декабря, не рассмотрен даже в первом чтении, а - при самом благоприятном стечении обстоятельств - президент сможет поставить под ним подпись не раньше конца лета. О том, что в течение нескольких месяцев в отечественной промышленности будет происходить официально разрешенный произвол, председатель комитета по экономической политике Ованес Оганян не беспокоится. Главное, считают в комитете, это упростить лицензирование "в целях необоснованного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность индивидуальных предпринимателей". Интересно, что на заседании комитета по экономической политике присутствовал Глеб Фетисов - ныне сенатор от Воронежской области, а в прошлом арбитражный управляющий, известный своим участием в многочисленных проектах "Альфа-групп" на обанкроченных предприятиях. Он был основным оппонентом правительства, выступившего за скорейшее принятие поправок, предложенных депутатами Госдумы.
Рискнем не согласиться с уважаемыми сенаторами. Невмешательство государства в экономическую жизнь не панацея от нечестного поведения игроков на рынке. Следуя логике, исповедуемой господином Оганяном и возглавляемым им комитетом, студентов-медиков можно допускать к практике без диплома врача и без экзаменов. Это будет вполне в духе времени, либерально. Правда, сомнительно, что сами уважаемые члены Совета Федерации пойдут потом к таким врачам лечиться.
Так почему же тысячи эффективных российских предприятий ставятся под угрозу умышленного банкротства?
Думский комитет, аргументируя свое решение, апеллирует к необходимости "формирования цивилизованных рыночных отношений в нашей стране". О том, что это такое, мы можем судить на примере сотен российских предприятий, атакуемых со всех сторон нечистыми на руку дельцами. Под огонь попадают не только мелкие компании, но и крупные промышленные гиганты, строила которые вся страна.
По данным Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению, сегодня идут процедуры банкротства на 121 экономически и социально значимой, градообразующей организации, еще 118 предприятий имеют оборонное и стратегическое значение. В половине случаев государство не имеет никакого влияния на деятельность арбитражных управляющих. Каждая вторая компания может стать жертвой "арбитражной саранчи". Не слишком ли это много, чтобы сидеть сложа руки?