Беспрецедентный случай - правительство РФ рассмотрело вопрос о госзаказе в оборонной промышленности уже в начале года. Один этот факт вызвал немало положительных эмоций в ОПК. Еще больший оптимистический настрой оборонщиков вызвал рост ассигнований на военный заказ в 2002 году сразу на 50%. Однако радуются далеко не все. Анализ ситуации показывает, что "оборонный праздник" пока обходит некоторые регионы,например, Приморье, на территории которого расположено 14 предприятий ОПК.
"Прогрессивный" НДС
Увеличение объема госзаказа было и в прошлом году, когда приморская оборонка вышла на второе место в крае по налогам. Однако, сравнив показатели объемов производства за 2000 и 2001 годы, легко заметить, что налоговый прорыв оказался возможен вовсе не из-за роста госзаказа. В 2000 году оборонные предприятия Приморья выпустили продукции на 4211 млн. руб., в 2001-м - на 1654 млн. руб. Львиную долю совокупного налога дал арсеньевский "Прогресс" за счет возврата ему НДС как экспортеру крупной партии китайских "Москитов" в 2000 году. Совершенно отчетливо эти диспропорции видны в сведениях об уплате налогов по отдельным предприятиям ВПК края за 2001 год. "Прогресс" заплатил 437% (!) налогов в бюджеты всех уровней. Для сравнения: завод по ремонту атомных подводных лодок "Звезда" заплатил 60% от положенного, а ремонтная база ТОФ "Дальзавод" и того меньше - 44%. В результате при общей тенденции к увеличению госзаказа получается, что 2001 год ВПК края прожил хуже, чем в предыдущий.
- Налоги вообще несравнительный показатель для ВПК в отношении других отраслей края, - считает гендиректор ОАО "Варяг" Евгений Леонов. - Во-первых, мы гораздо прозрачней, чем та же рыбная или лесная отрасль. Во-вторых, разовый рост налогов может дать реализация изделий, которые готовились годами. Но это товар. Главное, что нет роста валового продукта. Не внушает оптимизма и перечень приоритетов госзаказа: НИОКР, электронное оснащение, финансирование работ по созданию пятого поколения истребителей. Приоритеты имеют явно не приморскую прописку. Кстати, ситуация с будущим провалом по НИОКРу предсказывалась еще несколько лет назад.
Предприятия краевого ОПК изначально занимались только конструкторским сопровождением разработанных на западе России изделий. Разве что завод "Изумруд", не так давно выдал на-гора новую систему управления огнем, которая, возможно, позволит ему поучаствовать в проекте стоимостью в 20 млн. долларов. Что перепадет "Изумруду" из этой суммы, пока неизвестно, но принципиальное согласие главкома ВМФ адмирала Куроедова на разработку изделия вместе с головным предприятием из Санкт-Петербурга вроде бы получено.
Что же касается остальных приоритетов, то в большинстве своем они станут добычей уже созданных или создаваемых холдингов. Преобразование российской оборонки в отдельные интегрированные структуры является основой Федеральной программы развития оборонного комплекса. Из приморских предприятий в холдинги с головным предприятием на западе России входят только "Звезда", "Гранит" и "Прогресс". Остальные могут рассчитывать лишь на свои силы отнюдь не оборонного значения или предпринимать попытки прилепиться к одному из действующих холдингов. Любопытно, что в Приморье с 1998 года номинально существует и свой холдинг - ФПГ "Дальний Восток". Однако таковым он является условно. Природа оборонного холдинга подразумевает передачу контрольных пакетов акций предприятий государству. И, похоже, именно процедура перераспределения прав собственности является камнем преткновения для объединения приморских предприятий ВПК в единую структуру. Там, где государство связывает с предприятиями едва заметная "пуповина" оборонного заказа, а директора вкусили прелесть частного сектора за счет сдачи в аренду производственных площадей, ситуация гора сложная. "Слив" акций в любой момент может обернуться сменой менеджмента на предприятии. При этом гарантий на привлечение госзаказа в необходимом объеме нет.
Концепция под несуществующий холдинг
Между тем альтернативы холдингу никто предложить не может. В крайадминистрации и вовсе уверены, что объединение приморского ВПК - единственная реальная возможность не оказаться за бортом федеральной программы по реформированию оборонки. Под эту возможность даже разработана Концепция развития ВПК края до 2006 года. Ее основные параметры были озвучены на закрытом совещании у вице-губернатора Владимира Ведерникова. Согласно представленным расчетам, минимальный совокупный оборонный заказ для края должен составлять не менее 1 млрд. рублей, что позволит загрузить 14% производственных мощностей. Остальное предполагается добрать за счет формировании пакетов заказов усилиями самих предприятий и исполнительной власти края.
Еще одно направление программы предусматривает участие приморской оборонки в реализации проекта "Сахалин-2". Если задействовать на полную катушку потенциал местных предприятий, то из общей суммы проекта в 20 млрд. долларов можно "отщипнуть" 11%.
Не сбрасываются в концепции со счетов и возможности гражданского судостроения и судоремонта. Приморскому ОПК по силам строить до 20 судов в год. Что же касается гражданского судоремонта, то сегодня его доля в производственной деятельности ОПК не превышает 12% от возможного.
Пока у разбитого корыта
Концепция, как дополнительный стимул к объединению, выглядит еще убедительней на фоне первичных портфелей заказов, сформированных предприятиями. Например, "Дальзавод" в феврале планирует освоить около 16 млн. рублей за счет ремонта четырех магаданских судов. Эта цифра несопоставима с необходимой для нормальной жизнедеятельности загрузкой. Точка "безубыточности" "Дальзавода" составляет порядка 500 млн. рублей, из которых гражданская продукция может "выбрать" не больше 150-160 млн. рублей. Сложная ситуация и по "Прогрессу". Предприятие, "осчастливившее" в прошлом году бюджеты всех уровней, сегодня простаивает. Оставались вопросы по подлодке проекта 971, стоящей на ремонте в большекаменской "Звезде". Дело в том, что комсомольский завод предложил отремонтировать лодку за меньшую сумму и, по признанию руководителя комитета по промышленности Виктора Старченко, действительно шли разговоры о возможной передаче ремонта Комсомольску-на-Амуре. Неладно все складывалось вначале и с подлодкой "Иркутск", ремонтом которой также занимается "Звезда". До последнего времени Северодвинск как-то не торопился с передачей технической документации. Кстати, крупнейшие оборонные предприятия Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в холдинги вошли. Может поэтому они чувствуют себя поуверенней приморских заводов. Конечно, такие приморские предприятия, как "Варяг" или "Дальприбор", за счет уникальности производимой ими продукции еще очень долго могут без определенных видов на будущее продираться через рыночные тернии самостоятельно. Но... "Ситуация пока складывается не в пользу приморских предприятий, - признается генеральный директор ОАО "Восточная верфь" Игорь Мирошниченко. - И мы пытаемся войти в Ассоциацию среднетоннажного судостроения, куда входят заводы нашего головного предприятия".
Есть деньги - некому отдать
То есть холдинг в том или ином варианте все равно будет присутствовать как главный вариант решения проблем оборонки. Другое дело, что это будет за холдинг. Мечта любого предприятия - попасть в одну структуру с головным проектным предприятием на западе России. Но очевидно, что все предприятия края в западные холдинги не попадут. Что же касается выживания на местном уровне, то краевая администрация настаивает на объединении.
- Это не только наше требование, - говорит Виктор Старченко. - Начальник главного технического управления ВМФ Анатолий Смоляков во время визита в Приморье главкома Куроедова сказал, что в крае есть все условия для качественного ремонта и переоснащения военного флота, да и деньги на эти заказы есть. Главком, например, побывал на "Дальзаводе" и остался доволен состоянием основных цехов. Но главное условие, которое ставят перед нами, - это жесткий финансовый контроль и оптимальное распределение заказов. Добиться такой дисциплины можно только за счет создания единой структуры.
Кстати, концепция приморской структуры уже находится на изучении у главкома Куроедова. Но если уж быть до конца честными, то и у приморского холдинга есть альтернатива - политическое решение на федеральном уровне о закрытии части предприятий за ненадобностью. В какой-то степени это решение зависит сейчас и от главкома. А пока директора мотаются между Москвой и Приморьем в надежде оторвать хоть толику от сладкого пирога госзаказа.
Владивосток