0
856
Газета Регионы России Интернет-версия

22.02.2002 00:00:00

Когда в товарищах согласье есть

Тэги: магомедов, дагестан


Еще десять лет назад никто не мог и предположить, что нынешний руководитель Дагестана Магомедали Магомедов займет первую должность самого южного субъекта страны, удержится у власти в многонациональной республике более десяти лет и вновь обретет наибольшие шансы на победу на предстоящих в июле нынешнего года выборах председателя Госсовета Дагестана. Все эти годы жизнь в республике протекала под знаком одного человека, приведшего руководимую им Страну гор к наиболее худшим по сравнению с другими регионами России социально-экономическому положению и криминальной ситуации, уступающим по некоторым показателям только мятежной Чечне.

Из "отстойника" к Олимпу

Когда бывший управляющий колхозами при правительстве Дагестана Магомедов был назначен Дагобкомом республики председателем Верховного Совета Дагестана, он не без основания объяснил это формальное повышение в должности кознями против него. Несмотря на лозунг о принадлежности Советам власти рабочих и крестьян, представительно-законодательная власть была и остается до сих пор неким приложением к действительно главной ветви - исполнительной. Магомедали просто лишили контроля над значительными финансовыми потоками - дотациями нерентабельным колхозам и совхозам, финансированием целевых государственных программ - и отправили в, как называли его в те годы, "отстойник", куда направляли партийные кадры перед уходом на пенсию. Так же проштрафившихся чиновников среднего звена иногда назначали директорами школ.

Но кто бы мог подумать, что с избранием президентом России Бориса Ельцина единым росчерком пера будут отменены обкомы и власть на местах перейдет к Верховным Советам, так как избранных руководителей субъектов на тот момент нигде не было. Верховный Совет в нарождающемся демократическом государстве был первой ветвью власти. Идущих по цепочке политических лидеров резко развернули, и находящийся "без пяти минут в отставке" Магомедов стал первым дагестанцем. Взлет был столь неожиданным, что к новому сценарию политическая элита просто не успела подготовиться. Став главой Дагестана, Магомедов - признанный игрок и мастер рокировок (глава Госсовета еще и хороший шахматист) - продемонстрировал редкий талант оставаться у власти с 1991 года, несмотря на известные потрясения в республике, рост религиозного экстремизма, приближенность криминалитета к власти, которую он порою и представляет, отсутствие какой бы то ни было экономической программы в республике. Все 10 лет Дагестан - некогда регион-донор - держится на выбиваемых из Москвы дотациях.

За время правления Магомедова несколько раз перекраивался "уникальный" Основной закон республики только с одной целью - сохранить у власти действующего руководителя. Вначале его полномочия продлило Конституционное собрание из-за событий в Чечне. Затем Магомедов избирается главой созданной для него должности - Госсовета. При этом в Конституцию было введено противоречащее федеральному законодательству, но необходимое для многонациональной республики положение о невозможности избрания председателем Госсовета представителя одного и того же народа два раза подряд. После того, как Магомедов был избран главой Госсовета дважды, положение Конституции изменили ввиду того, что оно "противоречит федеральному законодательству", а ограничения по национальному признаку, как оказалось, "противоречили правам человека".

Таким образом у власти в многонациональной республике третий срок подряд окажется представитель одной и той же национальности - даргинец. Это ведет к пока глухому недовольству других этносов, прежде всего аварцев - самого многочисленного из дагестанских народов, составляющего почти 28% от численности населения. Идея коллективного президента, каким являлся Госсовет Дагестана, не оправдала возлагаемых на нее надежд равного доступа к высшей власти представителей крупных народов.

А два года назад уже мало кто сомневался, что Магомедов будет вновь, уже в третий раз, переизбран. Этому способствует прежде всего политическая поддержка Москвы, наличие финансовых и административного ресурсов. В республике так и не сформировалась оппозиция, не осталось ни одной оппозиционной газеты. Вчерашние лидеры национальных движений, преуспевшие на криминальном поприще, ныне вхожи в Госсовет и прямо способствуют удержанию Магомедова у власти. Даже во время работы в Дагестане группы замминистра внутренних дел Владимира Колесникова самые крупные криминальные авторитеты оказались вне досягаемости сыщиков.

О пользе ислама

Другое объяснение политического долгожительства - умение вносить раскол в стан конкурирующего клана. Главный козырь - предоставление должностей, помощь в избрании депутатами Госдумы, назначение в Совете Федерации и т.д., но ключевым остается поддержка Москвы. Отсутствие политических противников у Магомедова объясняется еще и механизмом избрания председателя Госсовета Дагестана. Он избирается Конституционным собранием, состоящем из 121 депутата Народного собрания и 121 представителя территорий. Большинство членов КС были ранее назначены на свои должности главой Госсовета или избраны при поддержке властей.

Хотя выборы и не проводятся прямым тайным голосованием, тем не менее немаловажное значение имеет поддержка религиозных деятелей. Чтобы ею заручиться, бывшие коммунистические функционеры уступают им светские позиции в области культуры и образования, средств массовой информации. Несмотря на то что религия отделена от государства, правительство республики предоставляет руководителям Духовного управления мусульман Дагестана неафишируемые крупные денежные суммы "на улучшение квартирных условий", расходы ДУМД списываются. И это на фоне полного отсутствия средств у созданного при Даггосуниверситете Центра исламских исследований.

Кстати, за государственный счет бытовые условия улучшают и находящиеся на политической авансцене деятели культуры. Разумеется, небескорыстно - за поддержку политиков художественным словом. Реверансы в сторону религии привели к клерикализации общества, опасности "шариатизации" отдельных высокогорных районов. Осторожно предупредительное отношение к религиозным деятелям привело к бесконтрольной коммерциализации паломничества, а в последние годы позорной практикой стал вывоз в святые места женщин из России для оказания интимных услуг в местах расположения паломников. Несколько десятков женщин предприимчивые дельцы просто продали богатым арабам.

О пользе московских дотаций

Отсутствие как таковой политической борьбы за высшую должность привело к отсутствию не только инакомыслия и критики в Дагестане, но и самокритичности. Прочность положения Магомедова подвигла его окружение к успешному лоббированию в кремлевских кабинетах власти идеи об избрании председателя ГС даже не Конституционным собранием, а просто на заседании Народного собрания. Большинство депутатов неформально входят в блоки, поддерживающие Магомедова. Если цели этой инициативы просты и очевидны, то непонятны действия Кремля, который больше года рядится в одеяния государственника, укрепляющего вертикаль власти и приводящего местные законодательные акты в соответствие с федеральными. В какой статье Конституции РФ говорится о возможности избрания главы субъекта страны парламентариями?

Уверенность Магомедова позволяет ему обходиться даже без предвыборных обещаний. Если в первые годы его правления в республике произносились такие слова, как выход из кризиса, экономическая программа, поддержка горных или южных регионов, то в последние несколько лет о них просто не вспоминают. Притчей во языцех стали реконструкции Махачкалинского морского торгового порта и аэропорта - единственное, о чем заговаривают в кабинетах власти. Еще бы - эти проекты связаны с выбиванием субсидий из Москвы, а не изысканиями на месте. Вообще выбивание дотаций в первопрестольной - особое искусство, которым постоянно занимаются преуспевшие на этом поприще чиновники дагестанского правительства, месяцами работающие в кабинетах гостиницы "Москва".

Между тем именно затягивание реконструкции Махачкалинского порта выбивает Дагестан из транснационального коридора "Север-Юг" (ТРАССЕКА). Несмотря на то что порт является единственным в России незамерзающим на Каспии, первенство в переброске товаров заняла Астрахань, руководство которой более ответственно отнеслось к перспективному проекту. По этой же причине все квоты на пользование биоресурсами Каспия предоставлены Астрахани, а Дагестану, обладающему самым выгодным - срединным положением на Каспии, разрешено вылавливать только несколько тонн осетров - в научных целях.

О земляках забыли

Хотя руководство Дагестана признает наличие множества проблем соотечественников в соседнем Азербайджане, тем не менее до сих пор в отличие от положения азербайджанцев в России, а тем более в Дагестане не решены вопросы сохранения языка и культуры дагестанских народов. Южный сосед уже перешел на латинский алфавит, что перечеркнуло саму возможность сохранения информационного, языкового и культурного единства разделенных народов - лезгин, аварцев, рутульцев, цахуров. Как быть нацменьшинствам, которые обучаются по программе и учебной базе, подготовленной на кириллице, как и у их земляков в Дагестане? Ведь книги для них не будут издаваться в Азербайджане.

Ярким примером неумения (или нежелания) отстаивать национальные интересы стало демонстрируемое руководством Дагестана с развалом Союза бессилие в решении проблемы водораспределения реки Самур. Вопреки расхожему мнению только 12% госграницы России с Азербайджаном проходит по Самуру. Это значит, что Азербайджан имеет право пользоваться только половиной воды, то есть 6%. Но по необъяснимым причинам он использует 80%, оставляя без воды населенные пункты ниже водозабора, отводящего воду по Самур-Дивичинскому каналу в Баку и Сумгаит. Таким образом, развитие мелиорации в Южном Дагестане было практически заморожено. Снижение водозабора наносит большой ущерб сельскому хозяйству республики. Если такая ситуация была правилом в советское время (жили-то в одной большой стране), то сегодня за потребляемую сверх нормы воду независимый Азербайджан должен платить по международным ценам. Учитывая тот факт, что водоотводящая система находится на территории Азербайджана, руководство Дагестана предлагало соседям поделить воду по принципу 50/50. Хотя, напомним, Азербайджан имеет право только на 6% водных ресурсов. Тем не менее руководство Дагестана не сумело решить проблему даже такой уступкой: Азербайджан отказался от "справедливого" предложения.

Незаменимость "полезного" долгожителя

Говоря о заслугах Магомедова и его незаменимости, местные СМИ и чиновники постоянно муссируют многолетний и беспроигрышный в условиях Дагестана аргумент о том, что Магомедали доверяют в Москве и потому дают деньги, без которых республика обречена едва ли не на голодное прозябание. Другой "важнейший" аргумент - Магомедову удалось сохранить мир и согласие в Дагестане. А где, спрашивается, мир не сохранен, кроме Чечни? Если бы, как и чеченцы, дагестанцы были депортированы (о чем было даже соответствующее решение), то события в Чечне были бы только тенью возможных потрясений в Дагестане. Об этом свидетельствуют и 25-летняя Кавказская война под руководством имама Шамиля, и вооруженное сопротивление федеральным силам религиозных радикалов в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана, когда одно окруженное село с применением тяжелой техники и авиации брали в течение полутора месяца, не сумев тем не менее уничтожить главарей бандгрупп. Кстати, радикальный ислам все еще остается проблемой для республики. Как отмечают в ДУМД, египетские власти в последнее время стали настороженно относиться к дагестанцам, после того как было выявлено несколько случаев их причастности к египетским радикальным религиозным организациям. В прошлом году в Каире были арестованы четверо дагестанцев, которых обвинили в распространении ваххабитской литературы.

Только вторжение боевиков из Чечни привело к почти полному неприятию дагестанцами идей ваххабизма, которые получили наибольшую популярность среди части молодежи. По данным Международной организации труда, количество безработных в Дагестане составляет около 200 тыс. человек, что соответствует 22% экономически активного населения. Такого высокого уровня безработицы нет ни в одном регионе России. Анализ социально-демографической структуры показывает, что около половины экономически активного населения являются иждивенцами. Впервые республика была признана депрессивным регионом правительством Черномырдина. На федеральном уровне было принято несколько программ по социально-экономической реабилитации геополитически важного южного субъекта страны. Однако руководство Дагестана так и не сумело добиться начала финансирования хотя бы одной из этих программ. Из-за отсутствия работы регион вновь вспомнил о практике отходничества, когда горцы полтора столетия назад с окончанием сельхозработ покидали свой дом, чтобы поработать зиму, а то и несколько лет на чужбине. Если учесть, что значительная часть миграции сезонная, то задача усложняется вдвое. В Махачкале признают такое типичное явление, как, например, дагестанец - выходец из внутренних районов Азербайджана, зарегистрированный в Тюмени, работающий в Москве и имеющий семью в Дагестане.

В еще более тяжелом положении оказались русские. За последнее десятилетие численность славянского населения в Дагестане сократилась в два раза. Если в 80-х годах доля покидающих республику русских составляла около 0,5% от общего числа населения, то к началу 2000 года - 38%. Наметившееся было в 90-х возрождение православия в Дагестане, где до 1917 года было 19 православных церквей, а в 85-м оставалось всего 5, теперь даже не в застое, а в упадке. Известный и самый большой в республике православный храм в Хасавюрте собирал в "атеистические" 50-60-е годы до трех тысяч верующих. Теперь нет и 40.

За последнее десятилетие в Дагестане сложилась такая система власти, при которой смена лидера неизбежно приведет к радикальному изменению кадрового состава на ключевых должностях. По неписаному правилу ключевые должности в Дагестане распределяют между собой наиболее крупные народы. Если главой республики стал даргинец, то спикером парламента - аварец, председателем правительства - кумык, прокурором - лезгин, главой местного отделения Центробанка РФ - лакец и т.д. Таким образом, если на смену даргинцу Магомедали придет, например, кандидат от аварцев, то председателю Народного собрания аварцу Муху Алиеву придется оставить свой пост, а на пост председателя правительства могут назначить другого кандидата от кумыков. Такая ситуация в итоге привела к тому, что, как это ни покажется странным, представители многих народов, занимающие ключевые посты, заинтересованы в переизбрании Магомедова на новый срок. В этом еще один секрет политического долгожительства главы Госсовета.

Очевидно, что такая ситуация долго сохраняться не может. Руководить многонациональной республикой долгое время не может представитель одного народа, хотя, как полагают наблюдатели, к будущим после нынешних в 2006 году выборам главы Дагестана активно готовится мэр Махачкалы Саид Амиров - тоже даргинец по национальности. Проблемы с властью и кадровой политикой еще несколько лет назад были основными аргументами национальных движений в пользу федерализации Дагестана. Они видели в этом возможность ухода от монопольного распоряжения высшей властью политической элитой одного-двух наиболее крупных народов. 75-летний Магомедали Магомедов на выборах в июле 2002 года, вероятнее всего, будет переизбран еще на 4 года, и общий срок его правления достигнет 15 лет. Как и в прошлый раз, дагестанцам ничего даже не обещают. Не обещают по одной причине - избрание главы республики зависит не от них. А значит, в следующие 4 года Госсовет опять будет решать проблемы тех, кому он обязан своим существованием, а Магомедов - политическим долгожительством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1096
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
776
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
880
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
934

Другие новости