Четыре года назад Саратовский академический театр драмы, следующий сезон работы которого станет юбилейным, 200-м, возглавил самый молодой художественный руководитель в России. Антону Кузнецову, принявшему один из старейших театров в стране, исполнился в ту пору 31 год. За четыре года саратовские зрители и театральные специалисты - в России и за рубежом - безошибочно почувствовали, что традиционно сильная труппа театра обрела с приходом Кузнецова новое дыхание. В театре появились общий творческий дух и настрой, которые очевидны для каждого, кому ведома атмосфера живого художественного дела. Но свое 200-летие академдрама может встретить уже без Кузнецова: похоже, что именно этого добивается директор театра.
Свой человек из Европы
До того как принять художественное руководство саратовским театром драмы, Антон Кузнецов успел закончить как актер театральный факультет Саратовской консерватории (курс Владимира Федосеева), получить режиссерский диплом в Санкт-Петербурге (мастерская Льва Додина), проработать три года ассистентом режиссера и директора парижского "Одеона - Театра Европы", организовать во Франции собственную театральную компанию "Бабель", осуществившую целый ряд постановок, выпустить в театре Олега Табакова "Камеру обскура" Набокова, показать в Саратове на сцене Академического тюза Киселева свой французский вариант "Маленьких трагедий" Пушкина, здесь же поставить "Маленькие трагедии" с тюзовской труппой.
Саратовский академический театр драмы тогда переживал очень сложные времена после ухода Александра Дзекуна, с которым были связаны последние 25 лет творческой деятельности коллектива. Антон Кузнецов был приглашен на постановку в драму и предложил труппе пьесу Горького "На дне". Он привез с собой очень сильную творческую группу, в которую вошли хорошо известные во Франции мастера: сценограф Джулио Лиштнер, художник по свету Жерар Жило, композитор Жан-Паскаль Ламан. И собрал лучшие силы театра - народных артистов России Григория Аредакова, Валентину Федотову, заслуженных артистов России Владимира Аукштыкальниса, Владимира Калисанова, Сергея Сосновского, ведущих молодых артистов, а на роль Луки пригласил народного артиста России Александра Галко, несколькими годами раньше ушедшего из театра. В результате родился спектакль, вызвавший большой интерес зрителей и прессы, ставший этапным в жизни саратовской драмы. Именно с этим спектаклем театр впервые за свою почти 200-летнюю историю побывал на зарубежных гастролях (будучи совместным проектом с театром "Корбей-Эссон", "На дне" был показан в 1998 году в Париже). Труппа академдрамы и Министерство культуры области пригласили Антона Кузнецова возглавить коллектив.
Французские сезоны в глубине России
Молодой худрук за три года практически полностью обновил репертуар театра. В афише появилось 18 новых названий. Причем Антону Валерьевичу удалось соблюсти равновесие между пресловутыми кассовыми спектаклями и художественными поисками. Заявив при поддержке Министерства культуры области, посольства Франции в Москве, Французского культурного центра в Москве и регионального центра французского языка сезоны 1999/2000 и 2000/2001 гг. двухлетним французским сезоном, он сделал все для того, чтобы эта дерзкая для провинции творческая идея оказалась художественно оправданной и состоятельной. Он сумел привлечь к этой поистине титанической работе десятки ведущих деятелей современной французской театральной культуры. Они участвовали в постановке спектаклей, разработке и осуществлении всевозможных проектов и программ, в том числе образовательных и учебных (Антон Кузнецов вместе с народным артистом России Григорием Аредаковым к тому же набрал курс на театральном факультете консерватории).
Открыв французский сезон чрезвычайно многонаселенным спектаклем "Господин de Мопассан", режиссер ясно и убедительно продемонстрировал как стилистическое направление своего сценического поиска и своеобразие почерка, так и важное намерение задействовать в создании нового театра всю труппу.
Такое саратовское везение
Молодой режиссер сумел сделать так, что не возникло ни намека на конфликт поколений, а ведущие мастера театра Валентина Федотова и Григорий Аредаков помогли группе талантливых выпускников саратовского театрального вуза обосноваться в труппе, активно войти в репертуар и завоевать сердца зрителей. Интерес публики и прессы к новым спектаклям академдрамы только возрастает, сюда снова, как в лучшие времена творческой жизни театра, с удовольствием едут столичные критики, на его базе проводятся театроведческие семинары, спектакли приглашают на российские и международные театральные фестивали. В мае этого года коллективу предстоят месячные гастроли во Франции: свои площадки охотно предоставляют государственные театры Нанси, Лилля, Гавра и Парижа.
"Вашему городу исторически везет на талантливых режиссеров", - сказал один из старейших работников российского Министерства культуры, посмотрев на Вампиловском фестивале в Иркутске в ноябре прошлого года спектакль "Долгая счастливая жизнь" в постановке Антона Кузнецова.
Казалось бы, живи и радуйся. Хотя бы тому, что в период очевидного дефицита в российской провинции (и не только в провинции) режиссеров, а тем более молодых, ярких, деятельных, не пренебрегающих всей полнотой ответственности за сложнейший процесс сотворения общего театрального дела, в Саратове все так на редкость удачно сошлось. Свой, коренной, с опытом профессиональной работы в столице и знанием европейского театра человек оказался настоящим строителем. Обладающим созидательными амбициями, редким в творческой среде здравомыслием и молодой верой в возможность прямых путей. Вера в первородство творческого начала в театре не то чтобы подвела Кузнецова. Он и предположить не мог, какое серьезное сопротивление она сегодня может встретить.
У кого там мальчики кровавые в глазах?
Исподволь начинавшееся и выросшее в непримиримый конфликт противостояние молодого худрука и директора, проработавшего в театре очень много лет в должности заведующего музыкальной частью, оказалось не столько личностным, сколько мировоззренческим. К сожалению, многие в Саратове видят в нем лишь примитивную борьбу за власть.
Согласно подписанному 2 ноября 2001 года (в то время как худрук вместе со значительной частью творческого коллектива находился на фестивале в Иркутске) новому Уставу театра, вся полнота власти отдана директору, а худруку заботливо предоставлены лишь многочисленные обязанности без реальных, юридически прописанных механизмов их осуществления. Антон Кузнецов потратил больше года на то, чтобы разъяснить на всех уровнях, что только грамотно разведенные и обозначенные в документе права и обязанности обеих сторон помогут правильному функционированию всех театральных подразделений. Напоминал, что подобного же рода однобокий устав уже послужил поводом к уходу предыдущего художественного руководителя (кстати, при том же директоре). Только в прежнем творческому руководителю оставались хоть немногие полномочия, нынешний - гораздо более жесткий. Но его доводы никто не захотел услышать.
Стремление директора театра продемонстрировать силу постепенно перешло все границы. Директор считает себя вправе издавать приказы об остановке репетиций и вводе артиста на роль, переносить назначенные сроки премьер (хотя все это в любом театре относится к компетенции художественного руководителя). Дошло до того, что в текущем сезоне готовящаяся к 200-летию театра премьера Островского под разными предлогами переносилась уже трижды. Директор делает заявления на телевидении и в печати о том, что его не устраивает проблематика идущих спектаклей и их художественный уровень (забыв, вероятно, что за один из самых публично разруганных им спектаклей Антон Кузнецов удостоен премии областного жюри, состоявшего из самых авторитетных в Саратове театральных деятелей, за лучшую режиссуру).
Директор Феликс Аронс высказывается о работе художественного руководителя, да, видимо, и труппы, таким образом: "Я считаю (причем это мнение не директора, это мнение человека, который проработал в театре не один десяток лет), что темы таких спектаклей, как "Роберто Зукко", "Сплендидс", где пропагандируется насилие, наркомания и т. д., - это не то, что нужно зрителям. Ведь кто в названных пьесах главные герои?! Наркоманы, педерасты, бандиты, человек, убивший своего отца, свою мать... Они не могут быть в России героями! Не могут даже при самом блистательном режиссерском решении и актерском исполнении!.."
Страшно подумать, как может этот директор "отрецензировать" мировую классику, что он скажет о семейных сценах принца Гамлета, финансовых проблемах Раскольникова, развратном поведении Катюши Масловой, кровавых мальчиках в глазах царя Бориса...
Сценическая площадка театра по решению директора сдается в аренду антрепризным и государственным коллективам, а художественного руководителя даже не ставят об этом в известность, директор же содействует организации во вверенном ему госпредприятии частных антрепризных проектов с самостоятельным финансированием и назначением на роли актеров труппы.
Зачем на сцене актеры?
Десять членов художественного совета театра открыто выступили в областной ежедневной газете "Саратов - Столица Поволжья" с публикацией "Академдрама: жизнь вопреки. Члены художественного совета старейшего в городе театра отказывают своему директору в профессионализме". В ответ директор своим приказом собрал общее собрание коллектива, назначив его на 10 утра, на время начала генеральной репетиции Губернаторской елки. Уже репетировавших артистов в буквальном смысле слова согнали со сцены, и это не стало большим сюрпризом: в академическом театре драмы артист стал самым последним и наименее уважаемым человеком, а директор настраивает работников производственных и административных служб против творческого коллектива и его руководителя.
Большинство творческого коллектива в знак протеста на собрание вообще не пришло, некоторые покинули его по ходу. Директор поставил на собрании вопрос о доверии себе. Собрание ему это доверие единодушно выразило. О том, как комментировали это некоторые члены коллектива, участвовавшие в голосовании, промолчим. Слишком очевидна сегодняшняя экономическая ситуация.
"Опасная личность" накануне юбилея
Сегодня борьба между теми, кто хочет и может производить собственный российский продукт (в том числе и культурный), и теми, кто уже сообразил, что выгоднее существовать, перепродавая продукт чужой (скажем, получая достаточные деньги предоставлением государственных театральных площадок под антрепризные аренды), становится все более очевидной и жесткой. А методы и приемы, которыми пользуется вторая сторона, - все более циничными и оголтелыми. Об Антоне Кузнецове стали распространять оскорбительные, клеветнические слухи - лишь бы скомпрометировать. В нашей стране даже в сфере культуры самостоятельная и состоятельная личность становится социально и экономически опасной. Особенно накануне театрального юбилея, на который принято выделять некоторые денежные средства. А вдруг эта личность будет слишком громко говорить о том, что в расходовании этих средств абсолютный приоритет принадлежит сцене. Как, собственно, и должно быть, как только и может быть в российской театральной культуре сегодня.
* * *
27 апреля с.г. Министерство культуры Саратовской области должно будет, согласно закону, предуведомить Антона Кузнецова о своих намерениях продлить или не продлить с ним три года назад заключенный контракт. Если он не будет продлен, то чрезвычайно опасный прецедент будет создан уже в масштабе России. Слишком мало в стране творчески состоятельных режиссеров, предпочитающих ответственность за общее дело личной карьере. Правда, отстаивать права художника саратовскому министру культуры будет затруднительно, так как он не видел ни одного поставленного им спектакля.
Саратов