В своем ежегодном послании к депутатам областной Думы, с которым томский губернатор Виктор Кресс выступил на днях, он ни словом не обмолвился о строительстве предприятия, которому отдал немало собственной энергии и бюджетных денег. С этим предприятием с красивым названием "ЭкстраСиб", которое возводится более пяти лет из десяти лет пребывания губернатора в должности, Виктор Кресс даже связал свою собственную честь.
А причина умолчания в том, что "ЭкстраСиб" уже давно должен был начать выпускать спирт "с предельно качественными характеристиками", но не выпускает. Последний срок пуска (одиннадцатый или двенадцатый по счету) был в минувшем декабре.
"Для бюджета полезнее пить собственную водку"
В 1995-м директор Завода пищевых продуктов (ЗПП), производящего качественные ликероводочные продукты, отмеченные престижными международными наградами, Геннадий Полуэктов направил губернатору Виктору Крессу записку с обоснованием необходимости построить в Томске собственное спиртовое производство. Увы, предложение осталось без ответа. Геннадий Полуэктов, судя по всему, не проявил должного знания человеческой психологии.
Но что не удалось профессионалу-производственнику, удалось знатоку человеческой психологии Виктору Савенко. Челентано - так якобы его зовут близкие за прекрасный голос и за яркую итальянскую внешность.
Рассказывают, что более пяти лет назад пришел этот тенор к губернатору с предложением создать биотехнологический комплекс (БТК). И после двухчасовой беседы убедил-таки недоверчивого губернатора. Технология проекта, названного "ЭкстраСибом", была оригинальной и разработана чуть ли не самим Савенко, который по специальности, полученной в медуниверситете, биотехнолог (по другой версии, специалист по психиатрии). Предусматривалось безотходное производство. Центральная - спиртовая - часть БТК должна была работать и на ЛВЗ "Альтом" (ОГУП, находящийся аккурат через дорогу от спиртзавода), а также на федеральный ЗПП и на химфармзавод. Держателями акций ОАО "ЭкстраСиб" должны были стать областная и городская администрации, консорциум "Томтерра" (в нем Савенко был руководителем) и Федеральный фонд поддержки предпринимательства.
Ориентировочно проект оценивался в 45-50 млрд. неденоминированных рублей. Предполагалось, что после запуска всех предусмотренных проектом производств налоговые поступления и обязательные платежи от них составят около 400 млрд. руб. в год (около 200 млрд. только за счет акцизов). А часть этих денег, по мысли промоутеров проекта, пойдет на финансирование областного АПК. Ведущий же аргумент всех - от начальника департамента финансов до депутатов областной Думы - был следующий: "Для бюджета полезнее пить томскую водку", акцизы не должны уходить в Мариинск (значительная часть спирта поступала оттуда).
Убеждали и дешевизной проекта. Мол, в других местах подобные спиртовые производства обходятся в 100 млрд. руб. 5 млрд. выделил Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Ожидалось еще 10. Доля обладминистрации, как предполагалось, должна была составить 5 млрд., 12 - "Томтерры". Все это должно было раскрутить основную часть проекта, а доводить планировалось из прибыли.
"Нам не осталось ничего другого, как согласиться"
Убедительно выглядели не только "предельно качественные характеристики" будущего продукта, но и набор производимых на его основе напитков: виски, джин. Сам Виктор Савенко с вдохновением рисовал картины будущего.
По словам Вадима Власова, председателя комитета по поддержке предпринимательства: "Автор идеи вовремя понял, что без поддержки государственных структур реализовать данный проект будет практически невозможно. И ему удалось представить настолько веские аргументы в пользу того, что властям необходимо поддержать этот проект и создать для его реализации максимально благоприятные условия, что нам не осталось ничего другого, как согласиться".
Первый срок пуска был намечен на 98-й. Но не состоялся, и был назначен новый срок - конец весны 1999-го. А далее началась многотрудная битва за окончание строительства, на что всякий раз денег не хватало.
- Я строил не один завод, - говорил в то время председатель бюджетно-финансового комитета областной Думы Юрий Ковалев, - но с таким дилетантством сталкиваюсь впервые...
Наступил 99-й - новый пусковой год. Но на его исходе на собрании областной Думы первый заместитель губернатора Владимир Пономаренко сказал, что пуск завода намечен в первом квартале следующего, 2000 года. Исчерпывающую оценку происходящему дал депутат Евгений Рубцов. Строящийся спиртзавод он привел в качестве примера неэффективного использования областной собственности. Данная ситуация, по его мнению, была заложена еще тогда, когда администрация области втянулась в проект, организованный частными фирмами, очень "мудро" клюнув на то, что "суперпроект" должен дать 30% поступлений в областной бюджет.
Резюме подвел председатель Думы Борис Мальцев: "Нужна ли нам эта корова и будет ли она вообще давать молоко?" Казалось бы, все, вопрос исчерпан. Но 3 ноября уже 2000 г., то есть более чем через полгода после запланированного пуска злополучного спиртзавода, глава областного правительства Вячеслав Наговицын, рассказывая об инвестиционной политике на следующий год, бодро заявил: "┘Строим спиртзавод, затраты - около 100 млн. рублей. Этот проект несет на себе как экономическую, так и социальную цель".
"Бросить - дороже"
2000 год совсем некстати оказался годом губернаторских выборов. И в июле, видимо, в пылу предвыборной борьбы забыв, что завод должен был быть пущен еще три месяца назад, губернатор заявляет: "┘Кто-то умело бьет по точкам моей предвыборной программы, начиная со спиртового завода. Мы создаем новое производство, новые рабочие места. Еще один продукт не будем завозить в область. Не будем вывозить деньги из области. И теперь уже спиртовой завод - это дело моей чести". Чести губернатора, закопанной на далекой окраине областного центра, избиратели, однако, не стали касаться, и он победил┘
Наступил 2001 год. Казалось, что дело продвигается к завершению и злополучный "ЭкстраСиб" наконец-то будет сдан. Но заявление Вячеслава Наговицына, сделанное в октябре по местному телевидению, в очередной раз показало безосновательность ожиданий. "Мы можем, - сказал он, - не запустить "ЭкстраСиб" не только в этом году, мы можем не запустить его вообще". Откуда ж вдруг взялся такой пессимизм?
За пять лет строительства кое-что произошло. Опомнилось само государство. Вспомнило о рациональном размещении производительных сил, об "оптимизации" финансовых потоков. И если судить по публикациям в СМИ, о предстоящих на федеральном уровне переменах в "спиртовой" политике. А в эти тенденции "ЭкстраСиб" никак не вписывается. У предприятия нет лицензии на производство спирта и вряд ли оно ее получит. Во-первых, по чисто технологической причине - на предприятии нет очистных сооружений.
Но главное даже не в этом, а в том, что, если верить сообщениям прессы, "Росспиртпром" собирается в несколько раз сократить число действующих спиртзаводов. Трудно представить, что, когда закрываются действующие предприятия, зеленая улица будет дана предприятию совершенно новому.
Впрочем, администрация начала помаленьку готовиться к отступлению. Заместитель губернатора Оксана Козловская в октябре сообщила о предполагаемой судьбе "суперпроекта": "┘Сегодня мы вплотную работаем с рядом московских компаний по созданию и внедрению на "ЭкстраСибе" различных биотехнологий - получения из отходов спиртового производства кормовых и пищевых белков. Есть несколько фирм, готовых участвовать в превращении "ЭкстраСиба" в биотехнологический комплекс, в налаживании там безотходного производства, но для этого завод должен быть достроен". Стоит заметить, что новый замгубернатора Оксана Козловская просто оказалась не в курсе, во что предполагалось превратить "ЭкстраСиб" с самого начала - именно в биотехнологический комплекс.
Самое загадочное во всей этой истории - как нашли общую позицию Челентано и губернатор? Хорошо знающие Виктора Кресса говорят, что с людьми, даже, казалось бы, близкими ему по "аграрной крови", он сходился трудно.
Можно себе представить, какие чувства испытывает сейчас губернатор. А что до его соратника по общему спиртовому делу - этот поет. Пишут, что его голос признан одним из лучших и занесен якобы в фонд "Золотые голоса России". Он - в местном хит-параде мировых поп-звезд. Хит-парад удачно вписался в избирательную кампанию по выборам в областную Думу, в которой тенор принял участие, но не победил. Его спрашивают о финансовых проблемах на спиртзаводе. А он отвечает: "Могу похвалиться, что все деньги, которые были получены, вложены разумно". Настроение у Виктора Савенко неизменно превосходнейшее. Да и как не улыбаться, когда заместитель начальника департамента строительства и ЖКХ обладминистрации Анатолий Бондарев, курирующий строительство "ЭкстраСиба", сказал о злополучной стройке: "Бросить - дороже".
* * *
"Разбора полетов" по случаю провала с пуском завода в стенах самой обладминистрации не видно. Оно и понятно - ведь дело касается чести самого "главного".
Пожалуй, наиболее точную оценку происходящему дал местный эксперт Евгений Гавриленко: "Очевидно, что крайне неэффективная российская экономика - во многом результат трудов местных властелинов. Кто перемалывает огромные бюджетные средства во время выборных кампаний? Кто некомпетентно вмешивается в реальный сектор? Кто, наконец, ставит внутригосударственные таможенные барьеры и на местном уровне плодит все новые поборы? Сегодня политическая свобода во многом сводится исключительно к воспроизводству региональных элит за бюджетный счет. А ряды экономически свободных россиян не увеличиваются".
Томск